Развитие адаптивных свойств темперамента у детей дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Развитие адаптивных свойств темперамента у детей дошкольного возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 39 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс - взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.
Причины исследования- серьёзны и актуальны, так как развитие личности и адаптация ребенка является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
Вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, очень важны и актуальны, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит то, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений в детском коллективе и т.д. – важные и актуальные проблемы. Разработка всех этих вопросов представляет исключительный теоретический и практический интерес.
Путь психического развития ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок - взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей, уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.
Содержание работы
Введение 3
1 Глава .Понятие адаптации и темперамента в современных психолого-педагогических исследованиях 5
1.1. Исторический аспект изучения темперамента. 5
1.2 Современный научный взгляд на темперамент психологической науки 11
1.3. Понятие адаптации. 13
Выводы по главе 15
Глава 2. Взаимосвязь адаптивных свойств темперамента и развитие волевых процессов у ребенка 16
2.1. Изучение темперамента у детей дошкольного возраста 16
2.2. Особенности проявления свойств темперамента у детей дошкольного возраста 20
2.3 Изучение темперамента и его свойств в дошкольном возрасте 25
2.4 Специфика развития волевой сферы и саморегуляции у детей дошкольного возраста 5-6 лет 28
2.5 Взаимосвязь развития волевых качеств и адаптивных свойств темперамента 31
Выводы по главе 34
Заключение 35
Литература 38
Использованная литература
- Барташев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика.2006.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность.М,2006.
- Грей Дж. А. Нейропсихология темперамента.М, 2008.
- Детская практическая психология/Под ред. Т.И.Марцинковской.- М.,2001
- Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 2006
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007
- Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., \"Просвещение\", 2000.
- Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 2009
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека.М, 2007.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990
- Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003
- Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I.М,2006.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 2007
- Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 2001
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001
- Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной.-М.,2000
- Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2002
- Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2007
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.М,2007
- Симонов В.П.Темперамент. Характер. Личность. М.,2008
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003
- Соловьева Е.В., Якобсон С.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста.М.,2008
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.М, 2007.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е.Р.Слободской. – Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2004