Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения"
Автор работы: Ольга
Страниц: 44 шт.
Год:1999
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Об историческом прошлом человека, его настоящем написано много! Но все так же велико стремление людей к постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогиче-ской науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследо-вать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, закономерности в реализации физических и интеллектуальных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по разному.
В последнее время, когда много внимания уделяется вопросам психологии, как в отечественной так и в зарубежной литературе появляется ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми ее связями и отношениями.
Актуальность данной проблемы велика, затруднение решения арифметических задач, логическое построение всей работы ведет к большим трудностям в учебном процессе, а далее во всей жизни. Работа по данному факту должна проводиться с учетом дефекта. Следовательно нужна коррекционная работа по данной проблеме.
Предметом данной темы является – коррекционно-педагогические условия развития операциональной стороны мышления. Объектом являются операции мышления у детей с нарушением зрения. Гипотеза заключается в том, что преодоление неполноценно сформированных операций мыслительной деятельности слабовидящих зависит от определенных условий:
- индивидуального подхода;
- успешности психодиагностики;
- развития каждого процесса в отдельности и мышления в целом;
- закрепление полученных результатов в деятельности;
При работе были поставлены задачи:
1. Раскрытие особенностей операционально-мыслительной деятельности.
2. Рассмотрение общих и специфических операций мышления.
3. Изучение организации коррекционной работы в специальных школах для слепых и слабовидящих школьников.
4. Определение путей и условий усовершенствования коррекцион-ной работы по формированию математических представлений.
В своем исследование я хотела подтвердить, что мышление не страдает от дефекта зрения, если нет органических поражений. Но существует задержка развития, которая с возрастом, с обогащением личностного опыта приходит в норму. Отсюда выбор данной возрастной группы – дети младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. Выбор сделан из расчета на то, что можно было бы видеть как возрастные показатели меняют уровень мышления слабовидящих при решении арифметических задач и их практического выполнения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности. 5
1.1. Становление психологической науки. 5
1.2. Проблема мышления в тифлопсихологии. 10
1.3. Особенности операционально-мыслительной деятельности. 18
Глава II. Исследование мышления слабовидящих школьников при
решении арифметических задач и их практическом выполнении. 26
2.1. Методики констатирующего эксперимента мышления при
слабовидение 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 30
Глава Ш. Формирование мыслительных процессов. Их важность в
жизни человека. 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 44
Использованная литература
- Андрианов А.И., Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты», Петразаводск, издательство «Петроком» 1992г.
- Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человека», Москва, 1977г.
- Божович Л.И. «Этапы формирования личностного опыта», «Вопросы психологии» №4 1978г.
- Выготский Л.С. «Слепой ребенок», собрание сочинений, т.5, Москва 1983г
- Гиппенпейтер Ю.Б., Вилюнаса В.К. «Психология эмоций», тесты, Москва, 1984г.
- Грановская Р.М. «Элементы практической психологии», Санкт-Петербург, 1997г.
- Грегори Р.М. «Глаз и мозг», Москва, 1970г.
- Дебольский Н.Г. «Лекции по психологии», Москва, 1986г.
- Егорова Т.В., Розанова Т.В. «Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей», Дефектология №4, 1975г.
- Ждан А.Н. «История психологии: от античности до наших дней», Москва, 1990г.
- Занков Л.В. «Дидактика и жизнь», Москва, 1968г.
- Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», Москва, 1973г.
- Зотов А.И. «Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей», Москва, 1977г.
- Земцова М.И. «Особенности познавательной деятельности слепых», Ленинград, 1961г.
- Зейгарник Б.В. «Патапсихология», Москва, 1976г.
- Коваленко Б.И., Коваленко Б.П. «Тифлопедагогика», Москва, 1962г.
- Костючек Н.С. «Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. школа слепых и слабовидящих», «Известия АПН РСФСР», Москва, 1959г.
- Крогнус А.А. «Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики», Ленинград, 1926г.
- Литвак А.Г. «Очерки психологии слепых и слабовидящих», Ленинград, 1972г.
- Короленко Ц.П., Фролов Г.Ф. «Вселенная внутри тебя», «Наука» сибирского отделения, Новосибирск, 1979г.
- Литвак А.Г. «Тифлопсихология», Москва, «Просвещение», 1985г.
- Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность», Москва, 1975г.
- Майерс Д. «Социальная психология», Санкт-Петербург, 1997г.
- Назарова Т.П. «Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников», «Дифектология» №2, 1972г.
- Назарова Т.П. «Мыслительная деятельность при слабовидение у младших школьников, при решении арифметических задач», автореферат, кандидатская диссертация, Москва, 1975г.
- Научно-исследовательский институт дифектологической академии науки СССР, «Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье», Москва, 1979г.
- «Обучение и воспитание ребенка с нарушением зрения», Москва, 1978г.
- «Опыт системного исследования психики ребенка», Москва, 1975г.
- «Психология мышления», Москва, 1965г.
- «Психология особенности слепых и слабовидящих школьников», РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов, Ленинград, 1981г.
- «Психология особенности слепых и слабовидящих школьников», РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов, Ленинград, 1980г.
- РГПУ им А.И. Герцена, «Тифлопсихология и тифлопедагогика», Ленинград, 1970г.
- Солнцева Л.И. «Особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста», сборник – «Вопросы активатизации обучения слепых», Москва, 1978г.
- Секей Л. «Знание и мышление», Москва 1965г.
- Соколов А.Н. «Внутренняя речь и мышление», Москва, 1968г.
- Тихомиров О.К. «Структура мыслительной деятельности человека», Москва, 1969г.
- Урунтаева Г.А. «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
- Фресс П., Пиаже Ж. «Экспериментальная психология» вып. 5, москва 1975г.
- Херош С.М. «Обучение слепых дошкольников опосредованной оценки различных свойств предметов», Москва, 1976г.
- Чистович Л.А. «Речь. Артикуляция и воспитание», Москва, 1965г.
- Якобсон П.М. «Эмоциональная жизнь школьника»
- Ярошевский М.Г. «Краткий курс истории психологии», Москва, 1995г.