Особенности интеллектуального развития детей мигрантов
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности интеллектуального развития детей мигрантов"
Автор работы: Юлия
Страниц: 42 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Сегодня в мире отмечается процесс глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека (политической, экономической, культурной и так далее), который влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия, и что неминуемо наводит к возникновению миграционных потоков разного характера и уровня.
Миграционные процессы во второй половины XX в. поистине приобрели глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, разные сферы общественной жизнедеятельности. Сполна правомерно прошлый век назван «эрой миграции». Сегодня уже никто не оспаривает то положение, что миграция стала одним из главных факторов социального превращения и развития во всех регионах мира . Как следствие, резко выросла социально-психологическая напряженность, особенно в сфере межгрупповых, в частности межэтнических отношений.
В Российской Федерации, по данным Федеральной миграционной службы на 2008-2009 гг., зарегистрировано 292178 детей в возрасте до 18 годов, в том числе 271755 - вынужденных переселенцев, 20423- беженцев. Из них почти 70 000 (каждый пятый ребенок) - дети из многодетных или неполных семей, значительная часть которых нуждается в разных видах социальной и психологической помощи и поддержки .
В социально-психологическом плане почти все мигранты переживают высокий уровень стресса и оказываются в социальной изоляции, поскольку вынужденные приспосабливаться к новым для них формам повседневного существования. Ощущение социального вакуума в большинстве из них усиливается как противоречиями между персональными социальными ожиданиями и той реальностью, в которой они оказываются, так и синдромом «культурного шока», обусловленным негативными последствиями переселения, которые возникают в новом этнокультурной среде. Все это вызывает негативные психологические переживания, ощущения потери, неполноценности и обездоленности, трудности в реализации социальных ролей и трансформации в системе ценностных отношений человека .
У 84 процентов детей мигрантов отмечается повышенный уровень личной тревожности, в 56 процентов в наличии недоверия к себе, в 54 - трудности в общении с другими . Все это требует социально-педагогической поддержки процесса адаптации детей мигрантов, коррекции стрессовых форм поведения, общения и деятельности лица в новой среде. Кроме того, семьи мигрантов оказываются в сложной социальной ситуации. С одной стороны, государство не в состоянии эффективно решать их социально-экономические и бытовые проблемы, а из другой - миграционные потоки влекут за собой весьма сложные социально-психологические и педагогические процессы. 72% детей испытывают в новых школах стрессовые расстройства, 67% имеют неадекватную самооценку, которая свидетельствует о социокультурной дезадаптации ребенка . При этом процесс социокультурной дезадаптации в ряде случаев не может быть снят школьным педагогом через поведенческие и языковые барьеры во взаимодействии с ребенком и семьей мигранта в целом, что усиливает и без того тяжелое социально-психологическое состояние лица.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью изучения особенностей интеллектуального развития детей мигрантов с учетом вековых особенностей, с одной стороны, и недостаточностью разработанности практики решения данной проблемы - с другой. Необходимость решения возникшего противоречия определила выбор темы исследования.
Цель исследования: обнаружить психологические особенности развития детей мигрантов в старшем дошкольном возрасте.
Объектом исследования выступил процесс психологического развития детей мигрантов.
Предмет исследования: психологические особенности развития детей мигрантов в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что деть мигрантов старшего дошкольного возраста испытывают затруднение в социальной адаптации и познавательном развитии по сравнению с детьми из семей россиян в условиях детского дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и поэтапное решение следующих заданий:
1. Рассмотреть понятие и естество миграции.
2. Выучить особенности социальной адаптации детей мигрантов.
3. Проанализировать особенности психологического развития детей мигрантов.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации и психологического развития детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
5. Сформулировать рекомендации по полученным результатам.
Методологическая основа:
- положение о взаимовлиянии социальной среды и активности человека в процессе развития творческих, социальных и адаптивных способностей лица (Брушлинский а.в., Буева Л.П., Елисеев С.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М, Шадриков В.Н, и др.);
- педагогические для психологотипу идеи развития персонального самосознания лица в процессах деятельности, познания, общения (Божович Л.И., Виготский л.с., Леонтьев А.Н., Узнадзе Д.Н., Фельдштейн Д.И. и др.); -системный подход в педагогическом для психологотипу анализе субъектных для субъекта отношений (Асмолов А.Г., Бодалев а.а., Ломов Б.Ф. и др.);
- концепции педагогики среды и региональной организации единственной социальнопсихологической и социальнопедагогической помощи детям и подросткам (Власов В.Н., Маслова Н.Ф., Мудрик А.В., Семенов В.Д., Ткаченко А.С. и др.).
Теоретическую основу исследования составляют работы, которые изучают процесс миграции и социальной мобильности населения из разных позиций: демографических (Данилова И.А., Зайончковская ж.а., Тарасова Н.В., Хорев ) Д.Б.; политологических (Багдасарян А.В., Бояре Ю.Р., Ионов Бы, В., Мукомель В.И., Ястребова ) А.Ю.; этнологических и этносоциоло-гических (Бромлей Ю.В., Волкова Н.Г., Галкина Е.М., Гузенкова Т.С., Дробижева Л.М., Коростелев а.д., Коротеева В.В., Сусоколов )А.А..
В исследовании примененный комплекс взаимодополняющих методов:
- методы теоретического исследования (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и проектирование системы поддержки процесса персональной педагогической для психологотипу адаптации подростков из семьи мигрантов в новой социокультурной среде жизнедеятельности);
- методы эмпирического исследования (включенное наблюдение за результатами деятельности и климатом общения детей мигрантов, тестирования самооценки и личной тревожности, анкетирования интересов, позиций, ценностей детей мигрантов);
- социальнопедагогический эксперимент по проектированию и реализации программ реабилитации мигрантов в детском дошкольном учреждении;
- статистические методы при обработке эмпирических данных исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, а также сформулированные рекомендации применимы в практической работе с мигрантами детского возраста в разных психологических службах, детских центрах и педагогических для психологотипу консультациях, в деятельности аппаратов федеральных служб, задействованных в сфере миграционной политики. Материалы исследования существенно обогатят содержимое лекционных и практических психологических занятий по проблемам межкультурного взаимодействия во всех видах учебных заведений, включая курсы повышения квалификации специалистов разных областей.
Содержание работы
Введение………………………………………………………….....………3
1. Теоретические основы психологического развития детей мигрантов.8
1.1 Понятие и сущность миграции………………………………………..8
1.2. Особенности социальной адаптации детей мигрантов…………....15
1.3. Особенности психологического развития детей мигрантов………24
Выводы…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………….37
Использованная литература
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Воронеж., 2000.
- Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: \"Творчество\", 2007.
- Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду // Методические советы к программе \"Детство\". Библиотека программы \"Детство\". СПб.: \"ДЕТСТВО-ПРЕСС\", 2002. – С. 47-63.
- Бакунова И. В. Вероятность личностно-характерологической изменчивости у подростков из семей беженцев и вынужденных переселенцев : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Ставрополь, 2003. - 138 c.
- Баркан, А.И. О некоторых критериях прогнозирования исхода адаптационного периода у детей, впервые поступивших в организованные коллективы / А.И.Баркан // Педиатрия. - 1981. - № 9. - 20-23.
- Баронин А.С. Этническая психология. – Киев, 2000.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. - Л.: Наука, 1988. - 207 с. П . Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди / Э.Берн. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 480 с.
- Бига Букари Алассан. Взаимодействие детского сада и семьи как фактор совершенствования подготовки детей 5-6 лет школе. Дисс.канд. пед. наук. СПб., 1993.
- Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович // Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2008. -463 с.
- Бондарева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). – М.: Изд-во Москов. психол.-социал.ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. – 296 с.
- Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. МГУ, 2005.
- Вершок, А. Познавательная сфера детей афганских беженцев младшего школьного возраста / А.Вершок, О.Е.Хухлаев, О.Шарова // Мигранты из дальнего зарубежья. — Бюллетень. - 2001. - № 6. - 18-30.
- Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 2003.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: ЭКСМО, 2009.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Под ред. и со вступ. статьей А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. - М.: Изд-во АПН СССР, 1956.-519 с.
- Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Н.Карпова. -М.: Изд-во МГУ, 2008. - 118 с.
- Голубева, Л.Г. Некоторые вопросы социальной адаптации в раннем детстве / Л.Г.Голубева, А.И.Мыщкис, Р.В.Тонкова-Ямпольская // Педиатрия. - 2007. - № 19. – С. 12-15.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной адаптации / Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П.Садохин. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 352 с.
- Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2000. - 404 с.
- Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
- Данные ФМС МВД России. Статистическая форма №2-Т (миграция).
- Джуринский А. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. А.Джуринский. М.: Сфера, 2007.
- Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. – М.: Альфа, 2006. – 432 с.
- Зацепина, М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет / М.Б.Зацепина, Т.С.Комарова. - М.: АРКТИ, 2001. -96 с.
- Евтух В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. – Киев, 1990. – С. 170–181.
- Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В.Ермолаева. - Москва-Воронеж: МОДЭК, 2002. - 176 с.
- Зайончковская Ж.А. Миграция вышла из тени//Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2010. № 4 (18).
- Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.
- Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. - Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2008. - 159с.
- Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 119с.
- Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. М.: Мир, 1994. 219 с.
- Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. - М . : Просвещение, 1988. - 189 с.
- Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Автореф. дис... д-ра социол. наук. Новосибирск, 1998.
- Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / В.В.Кочетков. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.
- Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е., Нелегальная миграция в России: выбор стратегии регулирования // в: \"Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. Под ред. Г. Витковской. МОМ, М., 2002.
- Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 2001.
- Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения / В.Г.Крысько. - М.:Экзамен, 2002. - 448 с.
- Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е., Ткаченко Н.В. Межнациональные отношения в Москве в контексте миграционной ситуации. М., 2004.
- Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М.Лебедева. - М.: Старый сад, 1998. - 320 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.
- Лисина М.И, Канчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе. М., 1987я книга воспитателя детского сада. Ростов-на-Дону. 2004.
- Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / В.К.Лотарев, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева. - М.: Просвещение, 1977.-240 с.
- Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Д.Парыгина. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2003.
- Можейко А. В. Педагогические условия социальной адаптации детей-мигрантов средствами художественно-творческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02: Тамбов, 2005. - 223 c.
- Мухина, B.C. Психология дошкольника / В.С.Мухина. - М: Просвеш,ение, 2005. - 239 с.
- Население России 2009. Восемнадцатый ежегодный демографический доклад. Отв. редактор А.Г. Вишневский. М., 2010.
- Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология / А.И.Новиков, Н.С.Фрейкман-Хрусталева. - СПб.: Гос. академия культуры, 2005.-153 с.
- Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста /Под ред. А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина. - М.: Педагогика, 2008. - 136 с
- Павловец Г.Г. Социально-психологическая адаптация вынужденных эммигрантов. Дисс. ...канд. психол. наук. СПб. 2002.
- Педагогика межнационального общения. Под ред. Д.И.Латышиной. М.: Гардарики, 2004.
- Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет // Миграция и информация / Под ред. Зайончковской Ж.М., 2008.
- Пиаже, Ж. Избр. психологические труды / Ж.Пиаже // Психология интеллекта. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
- Подпоринова Н. Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Курск, 2005 159 с.
- Поляков Ю.А. Адаптация и миграция - важные факторы исторического процесса / Ю.А.Поляков // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX вв. - М.: Изд-во Центр ИРИ, 2006. - С . 14-18.
- Проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации//Материалы международной научно-практической конференции. Тюмень. 7-8 октября 2004 г. Ч. 1. 178 с. 9.
- Психология и культура. Сборник / Дж. Адамопулос, В.Дж. Лоннер, Г.Триандис и др.; Под ред. Д.Мацумото. - М.: ЗАО Изд. дом «Питер», 2009.-717 с.
- Психологическая помощь мигрантам. / Под ред. Г.У.Солдатовой. -М.: Смысл, 2002.-480 с.
- Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10//СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
- Семенака И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.: АРКТИ, 2006. - 72 с.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – М., 1999.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
- Слушкина Е.А. Социальная адаптация старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики. Дисс. ...канд. пед. наук. Екатеринбург., 2007.
- Солдатова Г.У. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов из Афганистана / Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Мигранты из дальнего зарубежья. - Бюллетень. - 2000. - № 2. - 17-22.
- Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам / Под. ред. Г. У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2009. – 480 с.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г.Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009. - 320 с.
- Сухарев А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психол. наук. М., Психологический институт РАО, 1999.
- Тюрюканова Е.В. Трудовая миграция в России//Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2004. № 4 (18).
- Фадина А. Г. Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста (на примере Астраханского региона) : диссертация... канд. психол. наук : 19.00.13 Астрахань, 2007. - 192 с.
- Фролова Н. Миграция: судьбы людей и судьба государства. // Волга (Астрахань). - №20 (24133). - 8 февраля 2002 г.
- Хармз, В.А. Психологическая адаптация эмигрантов / В.А.Хармз. СПб: Речь, 2002.
- Хотинец В.. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
- Хохлов А. А. Социальная работа с мигрантами. - М., 2007.
- Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2009г. Госкомстат России, М., 2010.
- Чомаева Х. Этнопсихологические особености взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М.: 2005. 20 с.
- Шайгерова, Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России / Л.А.Шайгерова. -Информационно-аналитический бюллетень. - 2001. - № 2. - 75-85.
- Шлягина Е. И., Ениколопов Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Методы этнопсихологического исследования. М., 2003. С. 28-54.
- Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов // Социологические исследования. 2008. №6.
- Berry, J.W. Psychology of acculturation: Understanding individuals moving between cultures / R.W.Brislin (Ed.) // Applied cross-cultural psychology. 1.., 1990.-P. 232-253.