Процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников."
Автор работы: Ольга
Страниц: 107 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное состояние теории воспитания и накопленные знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного воспитания.
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст воспитания в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в детском саду и школе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в формировании коммуникативвных навыков. Соответственно возросли и потребности в использовании таковых. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения коммуникативностью, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно формировать коммуникативные навыки, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного занятия должна быть коммуникативность.
Предмет формирования коммуникативных навыков еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного воспитания (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., ЗимняяИ.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., ЦарьковаБ.В., Шубин Э.П.).
Данные противоречия и обусловили выбор темы нашего исследования:
«Формирование коммуникативных навыков в детском возрасте от 3 до 7 лет».
Объект исследования: дидактический воспитательный процесс
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков.
Задачи исследования:
- уточнить сущность коммуникативных навыков детей;
- обосновать возможности воспитательного процесса при формировании коммуникативных навыков подростков;
- разработать модель формирования коммуникативных навыков детей и экспериментально ее проверить.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, тестирование, метод опроса, изучение передового опыта, констатирующий и формирующий эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1) концептуальные положения о заключительных и сенситивных периодах развития личности (Л.И. Ботович, А.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
2) идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (С.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, В.А. Петровский, В.В. Сериков, Г.И. Железовская);
3) концептуальные принципы коммуникативного воспитания (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий, H. G. Widdowson и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность коммуникативных навыков детей, выявлены возможности воспитательного процесса для их формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативных навыков детей 3-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только психологами, но и воспитателями детских садов в общем воспитательном процессе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности детей 3-7 лет
Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, стра¬ны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отноше¬ний, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конеч¬но, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых [7].
В дошкольном детстве в основном завершается дол¬гий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится дей¬ствительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошколь¬ники начинают осознавать особенности своего произно¬шения. Но у них еще сохраняются и предшествующие спо¬собы восприятия звуков, благодаря чему они узнают не¬правильно произнесенные детские слова. Позже формиру¬ются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно «1.1 мины!- снопа, он и слышит, и говорит правильно. К кон¬цу дошкольного возраста завершается процесс фонемати¬ческого развития.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на пре¬дыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия; у одних детей словарный запас оказывается боль¬ше, у других меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. При¬ведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок ак¬тивно использует примерно 100 слов, в 3 года 10001100, в 6 лет - 2500-3000 словРазвивается грамматический строй речи. Детьми усваи¬ваются тонкие закономерности морфологического поряд¬ка (строение слова) и синтаксического (построение фра¬зы). Ребенок 35 лет не просто активно овладевает речью --он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и приме¬няет их иногда своеобразно, чувствует связь между изме¬нением слова, отдельных его частей и изменением его смыс¬ла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грам¬матики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую .спо¬собность к самостоятельному словообразованию часто на¬зывают словотворчеством. К. И. Чуковский в своей замеча¬тельной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них [5].
«От мятных лепешек во рту сквознячок», «У лысого голова босиком», «Бабушка! Ты моя лучшая любовни¬ца!», «Пойдем в этот лес заблуждаться», «Да что ты от меня все ухаживаешь?», «Разве в буфете нет хлеба? Ку¬сочек есть, только он пожилой».
Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Мальчик прибегает за вазелином: «Мама просит мазелин». Больной ребенок требует: «Положите мне на го¬лову холодный мокресс!» Девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: «Па¬почка, покажи твои папонки!», «Муж стрекозы стреко¬зел», «Дым трубится», «Давайте лопатить снег», «Смотри, как налужил дождь!», «Отскорлупай мне яйцо!», «Я уже начаепился», «Уж лучше я непокушанный пойду гулять», «Мама сердится, но быстро удобряется».
То, что ребенок усваивает грамматические формы язы¬ка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказ¬ку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разуме¬ется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмо¬циональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая че¬рез целые действия
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает все¬ми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечат¬ления, переживания. В общении со сверстниками развива¬ется диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатиру¬ет затруднения, с которыми столкнулся, создает план по¬следующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи [24].
Использование новых форм речи, переход к разверну¬тым высказываниям обусловлены новыми задачами обще¬ния, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается имен¬но в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, спо¬собных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной вне¬ситуативно-познавательным, увеличивается словарный за¬пас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содер¬жательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с ко¬орыми они обращаются к родителям: «А куда летит дым?», «Л к к) качает деревья?», «Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, Что я Юрочка?», «А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?», «А осьминог из икры вылупляется, или он молокососный?», «Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами»
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Психологические особенности детей 3-7 лет 6
1.2 Влияние коммуникативных навыков на развитие детей дошкольного возраста 30
1.3 Формы и методы формирования коммуникативных навыков в возрасте 3-7 лет 48
2. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 56
2.1 Описание методики исследования коммуникативных навыков 56
2.2 Описание исследования 63
2.3 Рекомендации 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
ЛИТЕРАТУРА 104
Использованная литература
- Алифанова Е.М. Формирование коммуниктаивной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Просвещение», 1980. 56 с.
- Аппатова Р.С., Коржачкина О.М. Языковой и коммуникативный аспекты овладения речью. // Воспитание в детском саду, 1997. - № 1. - С. 7-14.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения . М., Просвежение, 1965.
- Бим И.Л., Гальскова Н.Д. Аттестационные требования к владению коммуникативными навыками. // Воспитание в детском саду, 1995. - № 5. С. 2-8.
- Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988. 187 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. М., Ростов-на-Дону, «Учитель», 1999. 87 с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. С. 3-8.
- Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., «Педагогика», 1978. 424 с.
- Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения языком общения. М. «Педагогика», 1991. 224 с.
- Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. М., «Просвещение», 1987. 205 с.
- Драгунова Г.В. Дошкольник. «Знание», 1976.
- Елухина Н.В. Обучение слушанию речи. // Воспитание в детском саду, 1996. - № 5. С. 20-22.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991. 142 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты воспитания. М., «Педагогика», 1978. С. 98-101.
- Зимняя И.А. Психология воспитания. М., «Просвещение», 1991. 222 с.
- Изучение языка общения: новые перспективы. // Педагогика, 1998. - № 1. С. 46-48.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, изд-во «Академия развития».
- Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. С. 30-33, 54.
- Коммуникация и обучение. Минск, «Вышейшая школа», 1970.
- Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология ребенка. М., «Просвещение», 1965.
- Леонтьев А.А. Общая методика воспитания: Хрестоматия. М., «Русский язык», 1991. 360 с.
- Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. М., «Высшая школа», 1971. 294 с.
- Леонтьев А.А. Что такое язык. М., «Педагогика», 1976. 517 с.
- Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / ВГПУ, Волгоград, 1992. 255 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., «Просвещение», 1974. С. 87-90.
- Маслыко Е.А. Настольная книга воспитателя: Справочное пособие. Минск, «Вышейшая школа», 1992. 445 с.
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания. // Воспитание в дестком саду, 2000. - № 4. С. 9-15.
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания // Воспитание в детском саду, 2000. - № 5. С. 17-22.
- Мильруд Р.П. Обучение дошкольников речевому взаимодействию. // Воспитание в детском саду, 1991. - № 6. С. 3-8.
- Мильруд Р.П. Современный методический стандарт воспитания // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. С. 5-12.
- Мудрик А.В. Общение дошкольников. М., «Знание», 1987. 76 с.
- Мыркин В.Я. Что значит общение как предмет воспитания. // Воспитание в детском саду, 1994. - № 1. С. 32-35, 39.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970. 39 с.
- Нуждина М.А. Коммуникативность языка. // Воспитание в детском саду, 2002. - № 2. С. 15-25.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. М, Рус. яз., 1991. 917 с.
- Панферов В.Н. Психология общения. // Вопросы философии, 1972. - № 7.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. М., «Просвещение», 1991. 223 с.
- Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. № 1. С. 50-51.
- Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. № 2. С. 50-51.
- Пассов Е.И. Урок коммуникативности: Пособие для воспитателя. Минск, 1982. 142 с.
- Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1993. 127 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
- Петровская Л.А., Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1982. - № 3.
- Пусть «мысль совершается в слове»! // Коммуникативная методика, 2002. № 2. С. 2-5.
- Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1983. 128 с.
- Скалкин В.Л. Структура устной коммуникации и вопросы обучения устной речи // Общая методика обучения. М., Рус.яз., 1991. С. 173-180.
- Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений. // Вопросы психологии, 1994. - № 6.
- Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. М., «Академия», 2000. 329 с.
- Фастовец Р.В. Управление общением в учебных условиях. // Общая методика обучения. М., 1991. С. 187-194.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания дошкольника. М., «Знание», 1978.
- Хрипкова А.Г. / Ред. Мир детства: дошкольник. М., «Педагогика», 1982.
- Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. С. 14-17.
- Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. М., «Педагогика», 1985. - 79 с.
- Яноушек Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности. // Вопросы психологии, 1977. - № 1.
- Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1968. - № 6. С. 96-107.