Основные идеи психолого-эволюционных концепций социального развития
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Основные идеи психолого-эволюционных концепций социального развития"
Автор работы: Елена
Страниц: 16 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Для настоящего времени, как и для прошлых эпох, важное значение имеют диссонансы и противоречия прогресса. Э. Фромм отмечал один из противоречивых моментов социального прогресса: “Технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке, включая большинство тех, кто находится у власти”. Хотя прогресс и связывается в нашем представлении с гармоничным развитием, однако, в нем есть и дисгармонии, и конфликты,
и отчуждение. Прогресс всегда относителен. Для определения того, подчинены ли изменения той или иной подсистемы или системы в целом прогрессу, нужно устанавливать систему отсчета, ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и то же явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным: прогрессивным в одном отношении, регрессивным в другом.
Прогресс не абстрактен, но всегда конкретен, для его выявления требуется конкретный анализ. Прогресс связан с регрессом. И не только в том плане, что восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую ветвь. Помимо этого, сама прогрессивная ветвь может совмещаться с временными отступлениями назад (как в случае контрреволюции в социальной области) или иметь возвраты на более высокой ступени развития (во всех случаях проявления спиралевидной формы развития). Прогресс связан с регрессом еще и вертикально, когда общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций. Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.
В свою очередь, прогресс одной материальной системы, включенной в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной нисходящей ветви развития или круговорота системы большего порядка.
2.Формы прогрессивного развития
В проблему прогресса в качестве одного из ее аспектов входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся в том, что формы такого развития (по отношению к социальным явлениям) разнообразны. Выделяются: линейная (или лестнично-поступательная) форма, спиралеобразная, веерная, волновая и др. Пример веерной концепции развития – концепция исторического круговорота цивилизацией английского историка и социолога А.Д. Тойнби (1889-1975). Согласно Тойноби, в истории человечества сменилась 21 цивилизация; из них 13 основных; каждая проходила стадии возникновения, надлома и разложения, после чего погибала. К настоящему времени, считает он, имеется пять основных цивилизаций: индийская, китайская, исламская, русская и западная. В любой из них имеется прогресс в духовном совершенствовании, в религиозных верованиях и т.п. В концепции А.Д. Тойнби некоторые критики усматривают круговороты.
Однако цивилизационный путь у него по форме ничем существенным не отличается от геологических этапов в развитии Земли; и если мы линейность в таком развитии не считаем круговоротом, то неверным будет его точку зрения относить к недиалектическим “круговоротным” построениям. Его представление об отдельных цивилизациях действительно линейно (до определенной точки происходит поступательно-прогрессивное развитие), а в другой системе отсчета – в рамках всего общества – веерное. Веерность, заметим, не исключает синтетической картины общества.
Одной из форм прогресса является восходяще-волновое развитие. Согласно концепции волнообразного прогресса, материальная система вначале развивается интенсивно, затем темпы развития ослабевают в результате ограниченных возможностей структуры, наступает период движения как бы по плато, затем начинается спад развития; отсюда – два варианта будущего: либо структуры претерпевают трансформацию и дают начало новому, более быстрому развитию, либо, если их не трансформировать, система будет деградировать и в конце концов разрушается. Количество волн в таком прогрессе зависит от возможных вариантов структур.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Основные концепции социального развития 4
2.Формы прогрессивного развития 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Использованная литература
- Смелзер Н. Социология. Пер. с англ./ Н.Смелзер - М.: Феникс, 2004. – 90с.
- Современная зарубежная социальная психология. Тексты - М.: МаРТ, 1983. – 321с.
- Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии./ В.П. Трусов - М.: Эсмо, 2008. – 321с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ./ Т.Шибутани - М.: Наука, 1961. – 176с.
- Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы./ П.Н.Шихирев - М.: Наука, 1985. – 188с.
- Ярошевский М.Г. История психологии./ М.Г.Ярошевский - М.: Наука, 2006. – 321с.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. ./ М.Г.Ярошевский - М.: Наука, 1974. – 177с.