Восприятие
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Восприятие"
Автор работы: Юлия
Страниц: 32 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Жизнедеятельность человека происходит в сложной и изменчивом среде, потому он нуждается в умении ориентироваться в окружающих условиях и приспосабливать к ним свои действия. Знание о внешнем и своем внутреннем мире человек приобретает в ходе чувственного и логического познания действительности с помощью познавательных психических процессов: ощущение, восприятия, мышление, воображения. Познавательная деятельность всегда начинается с чувственного отображения мира в ощущениях и восприятии.
Отображая предметы и их свойства, восприятие являет собой чувственное познание неисчерпаемого богатства мира. Но значение восприятия в деятельности человека не ограничивается информированием о событиях во внутренней и внешней среде. Чувственный образ для человека является сигналом о значимости этих событий и, следовательно, регулятором его поведения в среде. Воспринимая, например, изменение погодных условий (чувствуя холод, жару или ветер), человек может приспособиться к ним или избежать их.
Роль восприятия в нашей жизни настолько значительная, что существует потребность в поддержке информационного баланса со средой, нарушение которой ведет к дезорганизации личности и расстройствам в функционировании организма. Об этом свидетельствуют исследования с искусственным созданием информационного голода через ограничение зрительных, слуховых, касательных, двигательных и других стимулов, которые всегда служат привычным фоном жизнедеятельности человека. В состоянии информационного голода у исследуемых людей появлялись галлюцинации, они чувствовали сильное беспокойство и просили прекратить эксперимент.
Отображение действительности в ощущениях и восприятии свойственно как человеку, так и животным. Образная сфера человека развивается в сугубо человеческих формах активности — деятельности, общении, учебе.
Потому она отображает социальные условия жизни, предметы, созданные человеческим трудом, природу, на которую человек активно влияет. Животные воспроизводят в своих образах только биологически значимые условия существования. Чувственное отображение является для них высшей формой ориентирования в мире. Для человека это лишь начальный уровень познания мира, познания, которое длится и разворачивается в воображении и мышлении.
Восприятие, или перцепция, — это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий .
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие - это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.
Проблемы и особенности восприятия изучались бошьшим количеством ученых, педагогов и психологов, а именно: О.С. Виханским, А.И. Наумовым, П.М. Дизелем, У.М. Раньяна и др.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………2
1 Свойства и особенности восприятия как психического процесса…....6
1.1 Понятие и сущность восприятия……………………………………...6
1.2 Особенности восприятия………………………………………………9
1.3 Классификация и свойства восприятий…………………………….15
1.4 Взаимосвязь ощущений и восприятия………………………………17
1.5 Зависимость восприятия и ощущения от деятельности человека…22
2 Методы развития ощущений и восприятий……………………..…….25
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….31
Использованная литература
- Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др Введение в психологию. пер. с англ. - М.: Прайм-Еврознак, 2008 - 672 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2008. - 528с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология..М.: Педагогическое общество России, 2008. - 512 с.
- Головнева И.В. Особенности межличностного восприятия / И.В. Головнева, И.В. Ламаш, С.А. Константинова; Нар. Укр. Акад. Кафедра социальной работы и психологии- , 2001.- 48 с.
- Грановская Р.М. «Элементы практической психологии». - СПб.: Свет, 2009.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М, 2006.
- Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник. – М.: Высш.шк., 2005.
- Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры; Упражнения; Тесты. М.: Феникс, 2007.
- Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. 2005.
- Маклаков А.Г. «Общая психология» - СПб.: Питер, 2008.
- Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара. Издательский дом «Бахрах - М», 2006. – 752 с.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2009. 606 с.
- Психология. Под ред. Дружинина В.Н.Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2006.
- Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2009 - 720 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2006.
- Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Шиффман Х.Р Ощущение и восприятие. .5-е изд. - СПб.: Питер, 2007.