Я - концепция, как фактор личностного самоопределения в ранней юности
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Я - концепция, как фактор личностного самоопределения в ранней юности "
Автор работы: Ольга
Страниц: 70 шт.
Год:1999
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста..
Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.
Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования : “ Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.
Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Основная гипотеза исследования : существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Рабочая гипотеза исследования : содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..
Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались следующие задачи :
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
2. Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.
3. Определить показатели личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте .
4. . Провести практическое изучение Я-концепции и личностного самоопределения юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
5. Выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением юношей и девушек.
6. Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением у юношей и у девушек.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования :
* сравнителный метод,
* констатирующий ксперимент,
* комплекс методов психологической диагностики ,
* методы первичной и вторичной обработки данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
Практическая значимость нашего исследования в том, что а) мы определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития личности в ранней юности, б) конкретизация связи между Я-концепцией и личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить те характеристики системы представлений о себе, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения юношей и девушек на том возрастном тапе развития личности.
Новизна нашего исследования состоит в том., что а) мы рассматриваем Я-концепцию как фактор личностного самоопределения; б) рассматривая личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94
ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы .......................................................................... 99 - 105
Приложения ....................................................................................... 106
Использованная литература
- Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
- 1а. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.
- Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1985, №3. С.43-52.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.- Изв.АПН РСФСР, вып.18.18,М.,1948.
- 5а. Бахтин М.М. стетика словестного творчества. М.,1979.
- Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
- Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,1979.
- Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ,серия 14, №3,1986.
- Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.
- Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.,1984.
- Визгин А.В., Столин Т.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал, 1989. №6.
- Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.
- Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.
- Гегель Г. Философия духа. - Соч., М.,1956. Т.3.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
- Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личнсоти //
- Джеймс У. Психология. М.,1991.
- Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.
- Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.
- 27а. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.
- Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, №17012.
- Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт.дис. Тарту.,1985.
- Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978.
- Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.
- Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.
- Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.
- Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.
- 36а. Кузнецова И.К. Проблема психологического консультирования старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М.,1987.
- Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск.1976.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.
- Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, №1.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1996.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.,1985.
- Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.
- Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского Пед.ин-та.,1970., Т.77, с. 8-12.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990.
- Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.
- Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.
- Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
- 48а. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.
- Осницкий А.К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, №1.
- Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№1,2.
- Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.,1979.
- Платонов К.К . К теории личности. М.,1978.
- Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.
- С.76-88.
- Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76-88.
- Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Пузырея. М..1982.
- Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.
- Психологические тесты. М.,1996.
- Психология формирования и развития личности. М.,1981.
- Психология юношеского возраста. М.,1989.
- Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.
- Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного “я” // Вестник МГУ. Серия Психология,1981, №1, с. 14-22.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.
- Руткевич М.Н. Роль социально-профессиональной ориетации молодого поколения в изменении социальной структуры советского общества. - В кн.:.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М..1972.
- Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3.
- Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982,№1. С.69-75.
- Сафин В.Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их самооценки. В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду. Пермь,1976.
- Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции. Дипл.работа. М.,1988.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.
- Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин,1977. С.18-
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.
- Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии.,1984,№3.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, №6.
- Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личнсоти. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.
- Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.,1969.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
- Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
- Фрейд З. Я и Оно. Кн.1,2. Тбилиси,1991.
- Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М..1977.
- Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5.
- Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.
- Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.,1988. С. 193-212.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1979.
- Шорохова Е.В. Проблема “Я” и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. М..1966
- 98 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996.