Мотивы учения младших школьников и их формирование
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Мотивы учения младших школьников и их формирование"
Автор работы: Юлия
Страниц: 67 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.
При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся.
Воспитывающее обучение как процесс предстает в динамике смен деятельности, в которых заложен высокий воспитательный потенциал. Для этих видов деятельности характерно гуманистическое содержание, использование коллективных форм, духовность и общественно значимый характер. Такое обучение реализуется в системе организационных форм, включающих урок, внеклассную работу, дополнительное образование, в процессе которых и формируется особое нравственно-мировоззренческое отношение к окружающей действительности.
Учебная и внеучебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь ребенку и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее свойство личности, а также активизируя учебную деятельность в процессе отбора ее содержания, форм и методов, а главное, постановки ученика в позицию субъекта деятельности.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста 6
1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста 6
1.2. Типология мотивации и особенности ее формирования 20
Глава 2. Способы повышения учебной мотивации в младшем школьном возрасте 27
2.1. Специфика развития мотивов учения у младших школьников 27
2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте 32
Глава 3. Эмпирические исследование факторов, влияющих на мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте 39
3.1. Методики исследования 39
3.2. Результаты экспериментального исследования 41
Заключение 59
Литература 62
Приложение 1 64
Приложение 2 67
Использованная литература
- Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М:, 2001.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Вилюнас В. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 1990. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
- Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2009.
- Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб : Речь, 2008.
- Ермолин А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании человека. Киров : ВГПУ, 2000.
- Занюк С.С. Психология мотивации : теория и практика мотивирования. Киев : Эльга-Н : Ника-Центр, 2001.
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев.: Высшая школа, 2007.
- Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево : Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. : Наука, 1988.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
- Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
- Мельникова Н.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск : Исеть, 2003.
- Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей М.: Изд-во: Новая школа, 2006.
- Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
- Савченко Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе. СПб. : Лада, 2008.
- Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль « Направленность». К.: Миллениум, 2004.
- Смирнова Е.О. Психология ребёнка. - М.: Школа- пресс, 1997.
- Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. Абакан : Изд-во ХБИ, 2001.
- Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников. Автореферат кандидатской диссертации по психологии. Якутск, 2007.