Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации. Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие компенсации дефекта
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации. Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие компенсации дефекта"
Автор работы: Костромин Алексей
Страниц: 19 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна. Психологическое направление, созданное школой австрийского психиатра Адлера и называющее себя индивидуальной психологией, т. е. психологией личности, развило эту идею в целую систему, в законченное учение о психике.
Сверхкомпенсация не есть какое-либо редкое или исключительное явление в жизни организма. Примеров ее можно привести бесконечное множество. Это, скорее, в высшей степени общая и широчайше распространенная черта органических процессов, связанная с основными законами живой материи. Правда, мы до сих пор не имеем сколько-нибудь исчерпывающей и всеохватывающей биологической теории сверхкомпенсации, но в ряде отдельных областей органической жизни эти явления изучены столь основательно, практическое использование их столь значительно, что мы с полным правом можем говорить о сверхкомпенсации как о научно установленном фундаментальном факте в жизни организма.
Содержание работы
Введение
1. Общие представления о понятиях дефект и компенсация……………. 4
2. Биологизаторные и социологизаторные направления………………… 6
3. Компенсация в работах А. Адлера….…………………………………... 8 4. Дефектология Л.С. Выготского…………………………………..…….. 11 5. Структурные составляющие компенсации дефекта……………...…… 14
Заключение…………………………………………………………………. 17
Список использованных источников……….……………………..……… 20
Использованная литература
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. Т. 5. Изд-во: Лань, 2003.- 656 с.
- ISBN 5-8114-0481-6.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.-М.: ТК
- Велби, Изд-во Проспект, 2007. -560с. ISBN 978-5-482-01446-2
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
- заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под
- ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. —
- 480 с. ISBN 5-7695-2268-2
- Практика и теория индивидуальной психологии. Адлер А. СПб.: Питер,
- 2003. — 256 с. — Серия "Психология-классика" ISBN 5-318-00658-2.
- Психологическая защита у детей. Никольская И.М., Грановская Р.М.
- Изд-во: Речь, СПб. 2000. ISBN: 5-9268-0457-4.
- Сорокин В. М. С65 Специальная психология: Учеб. пособие / Под
- научн.ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: ≪Речь≫. 2003. — 216 с.
- ISBN 5-9268-0214-8
- Теоретические основы специальной психологии. Хрестоматия. Сост.
- Л. П. Енькова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. – 74 с.
- ISBN 5-8343-0136-3
- Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. — М.: ТЦ
- Сфера, 2005. - 224 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-556-5