Понимание ментального и физического мира детьми в условиях семейной депривации
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Понимание ментального и физического мира детьми в условиях семейной депривации "
Автор работы: Юлия
Страниц: 42 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.1. История возникновения и развития направления «модель психического»
Способность воспринимать и распознавать ментальные состояния других людей является основой процесса социального взаимодействия. Мы не сможем эффективно общаться с людьми, не понимая и не объясняя для себя их поведение. Как правило, мы оцениваем действия других людей не просто как паттерны поведенческой или вербальной активности.
В реальной жизни мы постоянно строим модели для понимания и прогнозирования поведения других людей, которые включают в себя наши знания о собственных ментальных состояниях и о ментальных состояниях других людей. Способность построения таких моделей обозначается как «модель психического» (способность понимать себя и других).
«Модель психического» — система репрезентаций психических фено-менов (метарепрезентаций), интенсивно развивающаяся в детском возрасте. Обладать моделью психического означает быть способным воспринимать как своё собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение. Важнейший аспект модели психического — это восприятие другого субъекта как интенционального агента — другими словами, осознание того факта, что собственное психическое состояние не тождественно психическому состоянию другого человека.
Сегодня модели психического посвящен широкий спектр современных (к.70-ых гг. 20 в. — н. 21 в.) исследований в области когнитивных наук и других междисциплинарных исследований мозга, мышления и сознания.
Термин «модель психического» относится к способности приписывать независимые представления себе и другим людям с целью объяснения своего и чужого поведения. Эти представления должны быть независимыми как от реального положения дел (поскольку люди могут ожидать то, чего нет на самом деле), так и от представлений других людей (поскольку субъект и объект могут ожидать и желать разных вещей). Как указывал философ Daniel Dennett, в полной мере модель психического может проявиться только при объяснении и прогнозировании поведения, в основе которого лежат ложные ожидания, поскольку если для объяснения поведения требуется привлечение только реального положения дел (или своих собственных убеждений), рассуждения о представлениях другого человека вообще не требуется (Dennett D.C. 1978).
Содержание работы
Содержание
1.1. История возникновения и развития направления «модель психического» 3
1.2. Развитие понимания ментального и физического мира в детском возрасте 11
Развитие представлений о физическом мире 13
Развитие понимание ментального мира 17
Изучение понимания обмана в направлении «модель психического» 23
Изучение понимания эмоций в направлении «модель психического» 26
Преемственность в развитии понимания физического и ментального мира 30
1.3. Особенности психического развития детей в условиях социальной депривации 33
Список использованной литературы 39
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Байаржон Р., Представления младенцев о скрытых объектах: ответ на три возражения : ст. амер. психолога / Рене Байаржон // Иностранная психология. — 2000. — N 12. — С. 13-34
- Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии, 1999 г., № 5, с. 110
- Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.
- Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5-, 7-, 9-лет // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Под ред. А.В. Карпова. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002, с. 173–181.
- Знаков В.В. Психология понимания правды. — СПб.: Алетейя, 1999.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М.: 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., — Л.: 1982.
- Примак Д., Вудрафф Г. Поведение и социальное научение. — М.: 1994
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И. Понимание обмана детьми дошко-льного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал, 2003, т. 24, № 4, с. 54-65
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О. А. Модель психи-ческого в онтогенезе человека — М.: РАН Институт психологии, 1999.
- Харрис М. Баттерворт Дж. «Принципы психологии развития» — М.: 2000.
- Экман П. Психология лжи (пер. с англ. Исупова Н., Мальгина Н., Миронова Н. и др.). — М.: 2005.
- Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review. // Understanding other minds/ Perspectives from developmental cognitive neuroscience, 2000,Oxford, p. 2.
- Brass et al. (2007), «Investigating Action Understanding: Inferential Processes versus Action Simulation», Current Biology 17, 2117–2121.
- Bussey, K (1999). Children's categorization and evaluation of different types of lies and truths. Child Development, 70, 1338–1347.
- Courtin, C., & Melot, A.-M. (2005) Metacognitive development of deaf children: Lessons from the appearance-reality and false belief tasks. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 5, 266–27
- Dapretto, M., et al. (2006). Understanding emotions in others: mirror neuron dysfunction in children with autism spectrum disorders. Nature Neuroscience, 9, 28–30.
- Davies M., Stone T., Folk psychology. Oxford, 1995.
- Davis, E. (2007) Mental Verbs in Nicaraguan Sign Language and the Role of Language in Theory of Mind. Undergraduate senior thesis, Barnard College, Columbia Universit.
- Decety and Lamm (2007), «The Role of the Right Temporoparietal Junction in Social Interaction: How Low-Level Computational Processes Contribute to Meta-Cognition,» Neuroscientist Vol. 13, No. 6, 580–593.
- Demetriou, A., Mouyi, A., & Spanoudis, G. (2010). The development of mental processing. Nesselroade, J. R. (2010). Methods in the study of life-span human development: Issues and answers. In W. F. Overton (Ed.), Biology, cognition and methods across the life-span. Volume 1 of the Handbook of life-span development (pp. 36-55), Editor-in-chief: R. M. Lerner. Hoboken, NJ: Wiley.
- Flavell J.H. Development of children knowledge about the mental world // InternationaJournal of Behavioral Development, 2000, v.24, №1, p.15–23
- Gärdenfors, Peter. 2003 How homo became sapiens : on the evolution of thinking / Peter Gardenfors Oxford University Press, Oxford.
- Gopnik A. & Astington J.W. (1988). Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and the appearance-reality distinction. Child Development, 59, 26–37.
- Gopnik, A., Meltzoff, A. N., & Kuhl, P. K. (2000). The scientist in the crib: What early learning tells us about the mind. New York: Harper-Collins.
- Horowitz, A. (2009). Attention to attention in domestic dog (Canis familiaris) dyadic play. Animal Cognition, 12, 107–118.
- Iacoboni, M., Molnar-Szakacs, I., Gallese, V., Buccino, G., Mazziotta, J.C. (2005). Grasping the intentions of others with one's own mirror neuron system. PLoS Biology, 3(3), 529–53.
- Janet W. Astington, Paul L. Harris, David R. Olson (eds.), Developing Theories of Mind , Cambridge, England: Cambridge University Press, 1988
- Karmiloff-Smith, A. (1993) Is creativity domain-specific or domain-general? Clues from normal and abnormal development. AISB Quarterly on Artificial Intelligence and Creativity, 85, 26–31.
- Lashley K. «The problem of serial order in behavior» / Jeffress L.A. (ed.), «Cerebrals Mechanism in Behavior», N.Y., 1951.
- Mitchell (2008), «Activity in Right Temporo-Parietal Junction is Not Selective for Theory-of-Mind,» Cerebral Cortex.
- Morris et al. (2008), «Perceived causality influences brain activity evoked by biological motion,» Social Neuroscience 3 (1), 16–25.
- Mosconi et al. (2005), «Taking an 'intentional stance' on eye-gaze shifts: A functional neuroimaging study of social perception in children,» NeuroImage 27, 247–252.
- Patricia Howlin, Simon Baron-cohen, Julie Hadwin. All about Emotions, Paperback, 2000.
- Pelphrey et al. (2005), «Neural basis of eye gaze processing deficits in autism,» Brain 128: 1038–1048.
- Perner, J. (1991). Understanding the representational mind. Cambridge, MA: Bradford Books/ MIT-Press.
- Rehfeldt, R. A., and Barnes-Holmes, Y., (2009). Derived Relational Res-ponding: Application for learners with autism and other development disabilities. Context Press; New Harbinger Publications, Inc.
- Sabbagh, M.A., & Moses L.J. (2006). Executive functioning and preschoolers’ understanding of false beliefs, false photographs, and false signs. Child Development, 77(4), 1034–1049.
- Saxe and Powell (2006), «It's the Thought That Counts: Specific Brain Regions for One Component of Theory of Mind,» Psychological Science Vol. 17, No. 8, 692–699.
- Saxe et al. (2006), «Reading minds versus following rules: Dissociating theory of mind and executive control in the brain,» Social Neuroscience 1 (3–4), 284–298.
- Schultz et al. (2005), «Activation in Posterior Superior Temporal Sulcus Parallels Parameter Inducing the Percept of Animacy,» Neuron Vol. 45, 625–635.
- Sobel D.M., Lillard A.S. Children¢s understanding of the mind¢s involvement in pretense: do words bend the truth? // Developmental Science, 2002, v.5, №1, р. 87–97.
- Sommerville, J. A., & Decety, J. (2006). Weaving the fabric of social interaction: Articulating developmental psychology and cognitive neuroscience in the domain of motor cognition. Psychonomic Bulletin & Review, 13, 179–200.
- Stone, V.E., & Gerrans, P. (2006). What's domain-specific about theory of mind. Social Neuroscience, 1 (3–4), 309–319.
- Wellman H.M., Lagatuta K.H. Developing understandings of mind // Understanding Other Minds. Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience. Second Edition. Simon Baron-Cohen, Helen Tager-Flusberg, Donald Cohen. Oxford University Press, 2000.