Развитие мелкой моторики руки у дошкольников в процессе подготовки к школе
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Развитие мелкой моторики руки у дошкольников в процессе подготовки к школе "
Автор работы: Юлия
Страниц: 39 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Идея "педагогики способностей", выдвинутая Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, впоследствии получила свое развитие в работах философов, психологов, физиологов и педагогов.
В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в развитии ребенка
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В центре внимания ученых находятся изучение психомоторного развития детей с ограниченными возможностями (Е.М. Мастюкова, Е.А.Стребелева). Особое значение имеют работы Е.Е. Антипова и Б.А. Никитюк, изучавших адекватность задаваемых упражнений анатомо-физиологичеким возможностям организма детей раннего возраста. Работы М.А.Васильевой, Л.А. Венгера, М.Ф. Литвиновой посвящены психомоторному развитию детей раннего возраста в детских дошкольных учреждениях.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики у детей 6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучение научной литературы
2. Конкретизировать научное представление о содержании понятий «координация движений», «мелкая моторика» и «чувство ритма».
3. Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
4. Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
Объект исследования – психомоторные качества детей 6 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей данного возраста
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению психомоторных качеств ребенка и способов из развития 6
1.1. Понятие психомоторных качеств 6
1.2. Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью в процессе подготовки ребенка к школе 13
1.3. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы 18
2. Развитие мелкой моторики у детей 6 лет на занятиях аппликацией при подготовке детей к школе 25
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
- Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 2007.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 2009.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.
- Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. – 2003. - № 5.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1997.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1996.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Сечкина, О.К. Особенности формирования психомоторных свойств на ранних этапах //«Педагогика и психология» Самара, 2008. – №2:
- Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, , развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.