Характеристика социально-психологических свойств личности руководителя
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Характеристика социально-психологических свойств личности руководителя"
Автор работы: Елена
Страниц: 40 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Решение задач современного управления производством предусматривает учет разных факторов - экономических, законодательных, социальных и т.п.. Весомое место среди них занимают социально-психологические факторы, которые связаны с учетом личностно-психологических особенностей людей и закономерностей общения в социальных группах.
На плечи руководителя ложиться большая ответственность, от этих людей зависит не только профессиональный успех организации, но и тот микроклимат, который в ней будет царить.
Тема нашего исследования - характеристика социально-психологических свойств личности руководителя. Эту тему мы рассмотрим, сопоставляя агрессивность руководителя и его возраст.
Исследовательская проблема заключается в важности раскрытия вопроса взаимосвязи возраста руководителя и уровня его агрессивности и недостаточной научной разработанности этой темы.
Актуальность темы исследования продиктована временем – увы, агрессивность – не редкая черта у современных руководителей. Связано ли это с возрастными особенностями тех, кто возглавляет предприятия и учреждения – это и призвано раскрыть наше исследование.
Анализ соответствующей научной литературы - Д. Бодди, М. Вудкок, Ф. Генов, А.Л.Журавлев, В.Г. Зазыкин, В.П. Казмиренко, Л.М. Карамушка, Н.Л. Коломенский, Р. Л. Кричевский, О.Г. Молл, Л.Э. Орбан-Лембрик, А.Ю. Панасюк, Р. Пейтон, В.В. Третьяченко, Ю.Л. Трофимов, Д. Френсис, Р.Х. Шакуров, В.М. Шепель, Ю.М. Швалб, Б. Швальбе, Я.И. Шкурко, Г.Й. Юркевич и др., показывает, что проблема управленческой деятельности руководителя является предметом исследования многих ученых. Тем не менее, недостаточно изученными являются аспекты, связанные со спецификой проявления социально-психологических свойств руководителя, в частности, его агрессивности.
Подавляющее большинство работ по изучаемой проблематике посвящено исследованию разнообразных форм агрессивного поведения у детей и подростков (О.Б.Бовть, Р.У.Благута, Б.М.Ткач, С.В.Харченко, Л.В.Чаговец), в том числе, трудновоспитуемых и с отклонениями в поведении (М.А.Алемаскин, Н.В.Аликина, М.И.Блонский, К.Бютнер, Л.М.Зюбин, Э.Квятковская-Тохович, Т.И.Короткова, Т.Н.Курбатова, Н.Ю.Максимова, М.Раттер, Л.С.Славина).
Определенное количество исследований направлено на изучение особенностей проявления агрессивного поведения студенческой молодежи (Л.В.Бернацкая, А.Ю.Дроздов, Ю.Д.Ищенко, С.Л.Кравчук, А.Э.Мелоян, С.Шебанова) спортсменов (О.Я.Фотуйма), милиционеров (А.М.Цильмак), на разработку мероприятий предупреждения и коррекции определенных форм агрессивности средствами психотренинга (И.С.Николаева, Т.В.Палько). изучение агрессивности у менеджеров представлена крайне скупо (Е.В.Тополев).
Объект исследования: управленческая деятельность руководителя.
Предмет исследования: социально-психологические свойства руководителя (агрессивность).
Исходя из актуальности указанной проблемы, недостаточной разработки ее в современной психологии, а также ее очевидной теоретической и практической весомости была определена цель исследования. Она состояла в: теоретическом и эмпирическом исследовании особенностей взаимосвязи личностных факторов (возраста) в ходе агрессивного поведения руководителя.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ современного состояния исследуемой проблемы, обобщить конкретное содержание и стратегию развития данного исследования.
2. Определить особенности взаимосвязи личностных образований и возраста у руководителей предприятий.
3. На основе результатов констатирующего эксперимента проследить специфику взаимосвязи личностно-ситуационных составных в проявлениях агрессивного поведения.
Гипотеза исследования: уровень и формы проявления агрессивного поведения опосредствуются влиянием личностных факторов (возраста) руководителя.
Теоретической основой исследования стали разработанные в психологии положения, раскрывающие сущность личности, общения и общей деятельности (Г.М. Андреева, Г.О. Балл, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Максименко, В.А. Семиченко, Т.С. Яценко и др.), характеризуют общие положения теории управления в социальной психологии (В.П. Казмиренко, Л.Э. Орбан-Лембрик, В.В. Третьяченко, Ю.М. Швалб и др.), объясняют социально-психологические и этнопсихологические подходы в психологии управления (Л.М. Карамушка, Н.Л. Коломинский, В.Г. Крисько, Г.В. Ложкин, М.И. Пирен, Р.Х. Шакуров и др.).
Методы исследования: теоретический анализ (с использованием отечественных и зарубежных научных источников), моделирование, анкетирование, беседы, изучение деловой документации, экспертная оценка и самооценка, тестовые методики, формирующий эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методы обработки и интерпретации данных: для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Ч.Э.Спирмена.
Характеристика выборки: всего в исследовании принимало участие 20 человек испытуемых в возрасте от 30 лет до 45 лет.
- возрастной критерий – средний возраст испытуемых 37,5 лет;
- половой критерий - отсутствовал.
- образовательный, профессиональный критерии, критерий семейного положения – не учитывался.
Структура и объем. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов, списка использованных источников и приложения. Основное содержание работы изложено на 40 страницах.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 7
1.1. Характеристика социально-психологических свойств личности руководителя 7
1.2. Проявления, факторы и последствия профессиональной агрессивности 15
ГЛАВА I. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 22
2.1. Проведение исследования агрессивности руководителей 22
2.2. Анализ полученных результатов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект - Пресс, 2003. – 455с.
- Басин Е.Я. Двуликий Янус – М.: Гуманитарий, 2009. – 240с.
- Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. - М.: Психология, 1979. – С.45.
- Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 355с.
- Бэрон Р., Ригардсон Д. “Агрессия” - СПб: “Питер”, 2009г – 352с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми - М: Педагогика, 2001. – 345с.
- Вайзман И. Реабилитационная педагогика, - М.: Наука, 2006 - 140с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика - М: Академия, 2009. – 378с.
- Возрастная и педагогическая психология: Тексты. - М: изд. Московского университета, 2002 – 272с.
- Возрастная и педагогическая психология Под/ред. А.В. Петровского – М:Педагогика, 1979. – 342с.
- Грановская Р.Н. Крыжанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов - СПб: ОМS, 2004. – 192с.
- Гут М.М. Динамика информационно-психологического созревания личности. // Соционика, ментология и психология личности, - 2007 - №5 - с.61-66
- Демичева А.В. Девиантное поведение в современном российском обществе - 2009. - № 2 - с 94-98.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка- М.: Педагогика, 1989. – 455с.
- Исследование проблем психологии творчества под/ред. Понамарева Я.А., - М: Наука, 1983 – 335с.
- Каминский В.Р., Шульман Г.А. Интертипные отношения в социуме и семье. // Соционика, ментология и психология личности – 2007 - №5 - с.54-61
- Кирнос Д.И. Индивидуальное творческое мышление - М: Наука, 2002. – 367с.
- Кондратьев Н.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами// Психологическая наука и образование, - 2009 - № 3-4 - с. 46-65.
- Корнилова Т.В. и др. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и методов наблюдения // Вопросы психологии - 2001.- № 1 - с.107.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2009, -с.165-196.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла, - М.: Педагогика, 2009. - 335 с. – 349.
- Либин А.В. Дифференцированная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций – М.: Смысл, 2000.- 549с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство - М “Республика”,2006. – 366с.
- Майерс Д. Социальная психология - СПб: издательство “Питер”, 2009, 532 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М: “Академия”, 2009 – 456с.
- Нагаев В.В., Толстов В.Г. Основные направления социально-психологической, терапевтической и правовой реабилмитации подростков девитантов // Вестник психоциальной работы – 2001 - № 3 - с. 40 – 47.
- Основы практической психологии – М.:Психология, 2009. – 289с.
- Основы социальной работы под/ред. Павленок П.Д. - М: издательство “Инфра”, 2008. – 476с.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. – 206С.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и гармония человеческих взаимоотношений. Учебно-практ. пособие. – М.: Изд-во "Гном-Пресс", 2009. – 108с.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал – 2006 - № 5 - с. 3-18.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - М: издательство ВЛАДОС 2000 - Кн. 1 – 384 с.
- Саранулова Є. Неординарное та девиантное поведение детей // 2001 - № 1, - с. 43-45.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М-Воронеж: НПО “Модэк” 2006 - 96с.
- Словарь практического психолога/ сост. Головин С.Ю. – Минск, Москва изд. АСТ, 2001г. – 800с.
- Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум - Ростов: изд. “Феникс”, 2000. - 576с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: МГУ, 2005. – 489с.
- Фидельман М.И. Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей у подростков // Прикладная психология – 2001- № 5 – с.60-65.
- Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности - СПб “Союз” - 2000. – 343с.
- Шибутани Т. Социальная психология - Ростов-на-Дону, 2009. 489с.