Работа над понятийной стороной слова как средство устранения задержек в умственном развитии дошкольников с задержкой психического развития.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Работа над понятийной стороной слова как средство устранения задержек в умственном развитии дошкольников с задержкой психического развития."
Автор работы: Наталья Борьщакова
Страниц: 83 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Предметом исследования являлось изучение влияния коррекционной работы над понятийной стороной слова с дошкольниками с задержкой психического развития на их умственное развитие.
Гипотезой нашего исследования выступило предложение о том, что специально организованная работа над понятийной стороной слова является эффективным средством коррекции задержек в умственном развитии старших дошкольников с задержкой психического развития.
Целью работы была экспериментальная проверка гипотезы на основе выполнения старшими дошкольниками с задержкой психического развития сложных речевых инструкций классификации, обобщению и других заданий, обеспечивающих возможность освоения понятийной стороны слова.
Содержание работы
Оглавление
Введение
3
Глава I Теоретические основы становления мыслительной деятельности и речи старших дошкольников с задержкой психического развития.
1.1. Особенности мыслительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития
7
1.2. Специфика речевых проявлений старших дошкольников с задержкой психического развития и их связь с состоянием мышления.
19
1.3. Развитие понятийной стороны слова как средство преодоления задержек в умственном развитии старших дошкольников с задержкой психического развития.
24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению усвоения понятийной стороны слова у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.1. Изучение исходного уровня мыслительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития.
35
2.2. Методика по работе над понятийной стороной слова с целью коррекции умственного развития детей с ЗПР.
58
2.3. Контрольное исследование в экспериментальной группе детей и анализ результатов.
62
Заключение
65
Список изученной литературы
67
Приложения
69
Использованная литература
- Список изученной литературы.
- 1.Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64с.
- 2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Собр. соч. В 6-ти т. Т.5.– М.: Просвещение, 1983. – 504с.
- 3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Ципиной; Науч.- исслед. ин-т. дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.
- 4. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 190с. 5. Коркина Ю, Курицина Ю. Информация о Всероссийском совещании '' Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 1997. - №11. – с.2 – 4.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов и др.: - М.: Издательский центр Академия, 1999. – 160с.
- Ленок Я. Я. Коррекционно-развиваюшие упражнения и игры // Дефектология. – 1996. - №5. – с.81-85.
- Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста. Под.ред. Ф.А.Сохина.- М.:просвещение, 1981. – с.91 – 116.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т. дефектологии Акад. пед. наук. СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 104с.
- Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. – М.: Просвещение, 1971. – 415с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и др.: - М.: Просвещение, 1981. – 119с.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 136с.
- Прохорова Г. психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4. – с.45-52.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т. дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985 – 200с.
- Савенков А. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №10. – с.18-35.
- Селиверстов В. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 1997. - №2. – с.2- 4.
- Стребелова Е. А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - №2. – с.50-58.
- Ульенкова У. В. Л. С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития // Дефектология. – 1997. - №4. – с.26-32.
- Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития – М.: Педагогика, 1990. – 184с.
- 20. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учебное пособие для студентов и слушателей спец. фак.: Сост. В. Астапов. – М.:
- Хрестоматия по психологии. / Под.ред. А.В.Петровского.-М.: Просвещение, 1987. – 436 с.