Особенности памяти детей с нарушением слуха
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности памяти детей с нарушением слуха"
Автор работы: Юлия
Страниц: 66 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования памяти у детей с нарушенным слухом является одной из важнейших при организации их обучения. Память - одна из наиболее сложных форм психической деятельности, которая в процессе своего развития тесно и непосредственно взаимосвязана с речью, развитие которой у детей с нарушенным слухом замедленно и своеобразно.
Разнообразие и сложность процессов, возникающих в обществе на современном этапе, приводит к необходимости формирования у человека с нарушенным слухом активной позиции, способствующей решению новых проблем, эффективному взаимодействию со слышащими людьми. Это обуславливает необходимость совершенствования учебного процесса в школе для детей с нарушенным слухом на основе активизации всей познавательной сферы учащихся - их речи, памяти, мышления.
Память человека развивается путем улучшения опосредованного запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами. (Л.С.Выготский, П.П.Блонский,-Л.В. Зангов). -Исследование особенностей детей с нарушением слуха свидетельствуют о том, что формирование памяти характеризуется большим своеобразием. Из-за недостаточного развития речи глухие школьники испытывают значительные трудности в накоплении знаний.
В литературе по специальной психологии имеется ряд исследований, посвященных анализу формирования у глухих детей памяти: раскрываются особенности непроизвольного запоминания (Л.В.Занков, Д.М.Маянц, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова и др.), некоторые аспекты произвольного запоминания материала (А.П.Алишаускас, Д.И.Лебедев, В .Я. Ляудис, Д.М.Маянц, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев).
Вместе с тем, до настоящего времени не получили должного научного рассмотрения вопросы, связанные с анализом влияния мотивационных факторов на запоминание материала глухими школьниками, не в полной мере изучены особенности смысловой переработки запоминаемого материала, условия перехода к опосредованным способам запоминания. Системные исследования определения путей и способов активизации запоминания материала глухими школьниками не проводились, хотя психологи подчеркивают, что они будут более эффективны., если формируются системно, во взаимосвязи мотивационных факторов и операциональных структур (Т.Г.Богданова, А.И.Выражемская, Г.С.Гуменная, Л.М.Ибраимова, Н.М.Назарова, А.Н.Шлычкова и др.).
Такой фактор, как мотивация, который в каждом конкретном случае может быть реализован через соответствующую установку, нацеливает ребенка на переработку поступившей смысловой информации, сформулированной словесно и последующее сохранение материала.
Однако в специальной литературе представлены единичные данные, не решающие всего круга вопросов, связанных с проблемой памяти, не раскрывающие многих ее аспектов. При этом отсутствуют подобные исследования в отечественной сурдопсихологии, в особенности применительно к влиянию мотивационных факторов на переработку и последующее сохранение материала.
Целью исследования является теоретическое экспериментальное изучение памяти младших школьников с нарушением слуха.
Объектом исследования - выступает процесс запоминания материала глухими учащимися младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности проявления памяти младших школьников с нарушением слуха в системе коррекционно-развивающей психологической помощи в условиях специально организованного процесса обучения.
Гипотеза: процесс запоминания словесного материала (на примере связных текстов) у детей данной категории можно активизировать за счет взаимосвязанного воздействия на мотивационные факторы и операциональные структуры. Это будет способствовать эффективной переработке поступившей смысловой информации, сформулированной словесно и обеспечит последующее сохранение материала.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
1. провести анализ общей и специальной психологической литературы;
2. Составить диагностическую программу, определяющую память младших школьников с нарушением слуха;
3. Выявить особенности памяти младших школьников с нарушением слуха в зависимости от мотивационного фактора (использование установок разного типа);
Содержание работы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования памяти, как важнейшего условия психического развития.
1.1.Общие проблемы исследования памяти в и психологии
1.2. Особенности памяти детей с нарушением слуха
1.3. Способы работы над материалом при запоминании
ГЛАВА 2. Методическое описание эмпирического исследования.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемых 10-11 лет с нарушением слуха
2.2. Программа экспериментального изучения памяти слышащих младших школьников и их сверстников с нарушением слуха
3. Особенности проявления продуктивности запоминания текстов младших школьников экспериментальной группы
3.1. Продуктивность запоминания текстов
3.2. Соотношение успешности ответов на вопросы и эффективности воспроизведения
2.4. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Приложения
Использованная литература
- Байкина И.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. М., 1990.
- Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М, 1984.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – С. 48.
- Богданова Т.Г., Антонова Г.А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников. / Пути интенсификации изучения обучения и воспитания детей с недостатками слуха: Сборник научных трудов. М., 1986.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха – М, 1988 – 173с.
- Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989.
- Вейн А. М. Каменецкая Б. И. Память человека - М, 1973, - 208с.
- Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников //Дефектология. 1981. № 4. С.30-36.
- Вийтар Э.А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников. - Сб. науч. тр./ Исследование личности детей с нарушениями слуха. - М., 1985. С.6-13.
- Вийтар Э.А., Аунапуу Т. Личные взаимоотношения учащихся в спецшколе - интернате для дефективных детей. // Советская педагогика и школа. Т.З. Тарту, 1970.
- Возрастная психология / под ред. Обуховой О.В. М, 2000.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5., М.: Педагогика, 1983 - 368 с.
- Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте - 307с.
- Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей – М. 1995 – 62, 67, 68с.
- Вегнер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения – М., 1972. – 20-21с.
- Гилевич ИМ., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе. //Дефектология, № 3, 1995.
- Головчиц Л. А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении. //Дефектология. 1993. № 4.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Изд-во "Владос", М., 2001.
- Дудкин К. Н. Зрительная память и восприятие - Л, 1985 - 190с.
- Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. /Составитель Шматко Н.А., 1997.
- Дефектология. Словарь - справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1986.
- Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М., 1992.
- Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. 1998. № 2.
- Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология, 1995, №3.
- Зинченко Р. А. Непроизвольное запоминание - М, 1961 - 167с.
- Зипц Р. С. Обучение и память - Минск, 1984 - 360с.
- Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
- Зыков С.А. Развитие глухих учащихся - основа совершенствования их специального обучения. // Дефектология № 5, 1997.
- Зыкова М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности. Канд. дисс, 2000.
- Ипполитов Ф. В. Память школьника - М, 1987 - 187с.
- Клацкин Р. Л. Память человека, структуры и процессы - М, 1978 - 383с.
- Лезер Ф. Тренировка памяти - Л, 1975 - 79с.
- Люблинская А. А. Детская психология - М, 1971 - 415с.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти - М, 1966 - 173с.
- Мамаенко Т.А. Непроизвольное запоминание учебного материала глухими детьми на уроках предметно-практического обучения // Дефектология. - 1979. - № 5.
- Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
- Нудельман М. М. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками // Дефектология, № 6, 1983
- Олерон П. Психологическая оценка глухого ребенка. /Дефектология, 1977. № 1. — С. 23 — 30.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Психология глухих детей: Сб. / Под ред. И.М.Соловьева и др. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
- Психология. Учебник для пед. институтов, под ред. Смирнова, Леонтьева, Рубинштейна, Теплова. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 206-207.
- Реринская Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха – М. 1999 – 88-89с.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педагогика, 1978. – 232 с.
- Розанова Т. В. Индивидуальные различия наглядного и понятийного мышления глухих детей – М. 1981 – 70-72с.
- Ситкина, Елена Юрьевна. Психолого-педагогические условия активизации словесной памяти глухих школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 Москва, 1999 135 c.
- Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. – М.: Учпедгиз, 1961. – С. 61-62.
- Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 38.