Отличия отношения к себе (Я-концепции) между мальчиками и девочками в подростковом возрасте
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Отличия отношения к себе (Я-концепции) между мальчиками и девочками в подростковом возрасте"
Автор работы: Валерий
Страниц: 23 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Понятие «Я» и образ Я фундаментальные для психологии личности в любом ее содержательном варианте. Эмоциональные восприятия своего «Я» многомерны. Опыт наших неудач, переживаний, самооценок и оценок окружающих представляет собой ту часть субъективной картины мира, которая постоянно проявляется в наших действиях, отношениях, а поведение человека всегда так или иначе соотносится с его представлениями о себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Осознание своего «Я» индивидом происходит только в контексте его взаимоотношений с другими людьми, окружающей реальностью и связано с его прошлым, настоящим и будущим.
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.
Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств. Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности.
Глава 1.
Самооценка: основные характеристики
1.1. Понятие самооценки
Я-концепция это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, по выражению немецкого психолога W. Neubauer «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, разви¬тие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и нефор¬мальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становит¬ся значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных груп¬пах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте [12, с. 15-21].
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепиия личности или Я-профессиональное. В свою оче¬редь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и иде¬альной.
Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не пред¬полагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь представление лично¬сти о себе, о том «какой я есть». Идеальная же Я-концеп¬ция (идеальное «Я») это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязатель¬но различаются. Расхождения между реальной и идеаль¬ной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласо¬вание между реальным и идеальным Я может стать источ¬ником серьезных внутриличностных конфликтов [9, с. 5].
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Самооценка: основные характеристики
1.1. Понятие самооценки . 5
1.2. Особенности психического развития подростков . 8
Глава 2. Влияние родителей на формирование самооценки младших подростков
2.1. Отношения с матерью и идентификация . 19
2.2. Отношения с отцом и идентификация . 20
Заключение .. 22
Список литературы 23
Использованная литература
- Анохин П.К. Избранные психологические труды М. 1978.
- Божович А.М. Избранные психологические труды Проблема формирования личности. М. 1995.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
- Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под
- ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - М., 1967.
- Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987.
- Выготский А.С. Педагогическая психология. М. 1991.
- Глозман Ж.Н. Личность и нарушения общения. М. 1987.
- Грановская В.М. Никольчская И.М. Защита личности: психологические механизмы СПб 1998.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. 592 с
- Ковалев В.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 1995.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб, ООО издательство «Речь», 2000
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, «Класс», 1994
- Кон И.С. Какими они себя видят. М. 1975.
- Кон И.С. Открытие Я. М. 1978.
- Кон И.С. Психология старшеклассников. М 1990.
- Леонтьев Д.Н. Очерк по психологии личности М. 1993.
- Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков Л. 1990.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М. 1998.
- Мухина В.С. Проблемы генезиса личности М.1985.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. 1960.
- Наш проблемный подросток. Коллектив авторов. СПб.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка М. 2000.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М. 1992.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1999.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии в 2-х т. М. 1976.
- Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с
- Семья и воспитание личности подростка под редакцией Бодалева А.А. М. 1981.
- Справочные по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста под редакцией Циркина С.Ю. СПб 1999.
- Ядов В.А. Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975.