Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 60 шт.
Год:2000
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Система уроков развития речи один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуж¬дает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональ¬ное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.
Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и художественного творчества младших школьников.
Цели исследования:
1) выявить эффективные условия для обуче¬ния, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании художественного творчества детей;
2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития речи явилось предметом настоящего иссле¬дования.
Основным методом исследовательской работы был педаго¬гический эксперимент.
Кроме того были использованы другие методы:
изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, русскому языку и литературе;
изучение и анализ научно - методической литературы;
наблюдение за детьми;
анализ детских работ.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обуче¬ния, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу исследо¬вания: использование на уроках развития речи элементов художе¬ственного творчества позволит повысить уровень развития рече¬вых умений у детей.
Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие за¬дачи исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевых уме¬ний при помощи реа¬лизации взаимосвязи с изобразительным искусством;
2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации ин¬тегрированного подхода на уроках развития речи;
3. выявить уровень развития речевых умения детей при ис¬пользовании на таких уроках художественного творчества детей;
4. определить особенности восприятия детьми данного типа инте¬грации;
5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проводилась на примере ис¬пользования изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над сочинениями-описаниями и проходила во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска. В эксперименте принимало участие 17 чеников. Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий.
Содержание работы
Введение.
3
Глава I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литературе.
5
1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных связей; психологические основы художественного восприятия.
5
2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей.
15
3. Использование художественного творчества детей на уроках развития речи.
19
Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике.
22
Глава III. Педагогическое исследование.
29
1. Констатирующий эксперимент.
29
2. Формирующий эксперимент.
34
Заключение
50
Список использованной литературы.
56
Использованная литература
- Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989.
- Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1981.
- Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.,1978.
- Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
- Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997
- Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
- Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964.
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
- Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995
- Лямина Н.В. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
- Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
- Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994
- Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1987.
- Методические основы языкового обрзования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.
- Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
- Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984.
- Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994
- Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М., 1983.
- Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995
- Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). М., 1990.
- Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1976.
- Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. М., 1999 г.
- Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. , 1962.
- Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1977.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.