Влияние семьи на становление личности.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Влияние семьи на становление личности."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 56 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для эого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.
Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.
Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.
Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.
Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.
Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту тему.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.
Содержание работы
Введение .3
Глава 1. Понятие о личности.
1.1. Что такое личность .5
1.2. Этапы формирования личности 6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности .38
2.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения 39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности .51
Заключение .....56
Список использованной литературы .....58
Использованная литература
- Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации, Л., изд. Наука, 1975, 132 с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 1979, 180 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 1986,
- 290 с.
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 1988, 207с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи, М., изд. АПН РСФСР, 1959,
- 138 с.
- Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 1997, 387 с.
- Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986, 133 с.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие, М., изд. Педагогика, 1991, 196 с.
- Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
- Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959, 138 с.
- Мухаммедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие, СПб, изд. СПб Университета, 1999, 360 с.
- Мы и наша семья/сост. Зацепин В., Цимбалюк В. М., изд. Молодая гвардия, 1989, 415 с.
- Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2000,
- 254 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 1999, 847 с.
- Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
- Субботский Е. В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 1991,
- 198 с.
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
- Уайт Б. Первые три года жизни, М., изд. Педагогика, 1982, 258 с.
- Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте, Душанбе, изд. Дониш, 1973, 256 с.
- Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже, М., изд. Просвещение, 1967, 345 с.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб, изд. Прайм-Еврознак, 2002, 865 с.
- Эльконин Э. Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996, 300 с.