Психологические особенности работы следователя.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологические особенности работы следователя."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 73 шт.
Год:2003
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Становление и развитие следственного аппарата в органах внутренних дел бывшего СССР и Российской Федерации представляют, по моему мне-нию, не только исторический интерес. Знание этой истории дает возмож-ность руководителям органов предварительного следствия всех степеней проследить, что краеугольным камнем их деятельности в течении сорока лет существования органов предварительного следствия в системе министерства внутренних дел была забота об обеспечении точного и строгого соблюдения закона, и это позволило выполнить важную задачу уголовного судопроизвод-ства: каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справед-ливому наказанию, и ни один невиновный не должен быть привлечен к уго-ловной ответственности и осужден.
Следственный комитет при МВД РФ в рамках ведомственного контро-ля систематически поднимал роль и значение начальников следственных от-делов и приравненных к ним по закону лиц (п.6а ст. 34 УПК РСФСР). Сего-дня начальник следственного отдела (управления) это самостоятельная процессуальная фигура, а по занимаемой должности заместитель руководи-теля органа внутренних дел любого уровня, имеющий соответствующие ор-ганизационные и дисциплинарные полномочия. Его статус закреплен в По-ложении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 но-ября 1998 года № 1422 и ст. 39 УПК РФ.
Это позволяет на более высоком уровне решать проблемы взаимодейст-вия, возникающие в процессе раскрытия и расследования преступлений, объ-единять усилия трех независимых, самостоятельных друг от друга в правовом и структурном отношениях служб: следственной, оперативно розыскной и криминалистической.
В современных условиях следователь не может работать в одиночку, раскрывая преступления «в духе Шерлока Холмса» только с помощью дедук-тивного метода. Конечно, умение анализировать существо явлений и харак-теры людей качество, необходимое каждому следователю, однако в на-стоящее время для раскрытия преступлений этого явно не достаточно. В приказе МВД РФ № 334 1996 года «Об утверждении инструкции по органи-зации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в рас-следовании и раскрытии преступлений» прописаны основные задачи взаимо-действия, нормативно правовая основа взаимодействия и основные прин-ципы и организационные формы взаимодействия.
Несмотря на персональную ответственность следователя за дело, нахо-дящееся в его производстве, раскрытие преступлений все более становиться коллективной деятельностью, успех которой тесно связан с организацией взаимодействия между людьми, осуществляющими эту важную работу. При чем три службы в вопросах раскрытия преступлений и изобличении винов-ных, как отмечалось, действуют в качестве самостоятельных партнеров, не-сущих ответственность за конечный результат установление истины по де-лу.
На протяжении истории существования следственного аппарата в орга-нах внутренних дел его руководители настойчиво и последовательно боро-лись за то, чтобы ряды следователей пополнялись лицами, имеющими выс-шее юридическое образование. Если в 1963 году в составе следственного ап-парата было 46% следователей с высшим юридически образованием, то в 1973 году 72%, в 1990 г. 81%. Аналогичная картина и в органах предва-рительного следствия Еврейской автономной области - в 1999 г. 17.5 %, 2001 г. 45.6%, на 1.06.2003 г. 50.7 %.
Начиная с 1990 года с увеличением численности следственного аппара-та в органах внутренних дел Еврейской автономной области произошло зна-чительное омоложение личного состава следственных подразделений как по возрасту, так и по стажу работы в органах предварительного следствия. Сего-дня 64 % личного состава сотрудников следствия Еврейской автономной области имеют возраст до 30 лет и около 45 % сотрудников имеют стаж рабо-ты до 3 х лет.
Происходящие процессы обязывают руководителей предварительного следствия, органов внутренних дел обращать особое внимание на повышение профессионализма следователей: ведь для того, чтобы стать следователем, способным расследовать сложные дела, расрывать запутанные преступле-ния, нужны годы.
Профессионализация это, в первую очередь, хорошая базовая подго-товка и специализация. Сегодня психология участников уголовного судо-производства оказалась в фокусе проводимой радикальной судебной рефор-мы. От того, что думает и чувствует следователь по поводу новых норм УПК РФ, УК РФ , в каком направлении воздействуют они на его психологию, вполне ли владеет он новым уголовно процессуальным законодательством от всего этого прямо и непосредственно зависит эффективность осуществ-ления повышения качества следствия и сокращение сроков производства расследования, разработка для использования на практике современных ме-тодик расследования отдельных видов преступлений.
Чем выше в служебной иерархии стоят следователи, тем на мой взгляд, они должны быть белее глубокими специалистами в своем деле. Расследова-ние и раскрытие преступлений должны возглавлять именно такие специали-сты.
Цель моей работы показать, какие проблемы психологического харак-тера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от психо-логических особенностей личности следователя .
Только основанное на строгом соблюдении закона взаимодействие следовате-ля, работника оперативно розыскной службы и эксперта криминалиста может обеспечить квалифицированный сбор доказательств, раскрытие преступлений.
В ст. 9 Положения об органах предварительного следствия, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422, к основ-ным функциям этих органов отнесена организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно розыскную, экспертно криминалисти-ческую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уго-ловным делам.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Психологические особенности следственной работы
1.1 Структура, психологические основы деятельности следователя в предва-рительном следствии
1.2 Психологические особенности личности следователя.
а) морально-волевые качества следователя;
б) интеллектуальные качества следователя;
в) воображение следователя;
г) качества ума следователя;
1.3 Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям
а) оперативность мышления;
б) динамичность мышления;
в) широта мышления;
г) глубина мышления;
д) смелость, оригинальность мышления;
е) обоснованность выдвижения версий;
и) логичность мышления.
2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного следствия
2. 2. Пути формирования повышения профессионального уровня следствен-ных работников
Заключение
Список литературы
Приложения
Заключние..46
Список используемой литературы.47
Приложение.48
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации
- Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации М.: Ко-декс.2002
- Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422
- Приказ МВД РФ № 334 1996 года «Об утверждении инструкции по органи-зации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в рас-следовании и раскрытии преступлений»
- Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступле-ний. - М.: Юрист, 1996.
- Андреева Г.М. Социальная психология.М.,МГУ, 1990г.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.; Социальное здо-ровье России, 1993.
- Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991.
- Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя .Волгоград.1986.г.
- Васильев В.Л. Психологические основы руководства следственным подразделением. Л., 1993 г.
- Васильев В.Л. Юридическая психология.-3-е изд.- СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Кузнецов А.В. Уголовное право и личность. М., 1997 г.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность.М.,1975 г.
- Мйерс Дэвид. Социальная психология.СПб.,1997 г.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.М.,1986 г.
- Ратиков А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1986 г.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. -М., 1995.
- Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М., 1996.
- Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственно-го мастерства. Волгоград., 1990.