Психологические собенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологические собенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 34 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ:
Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У.Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности [23].
Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами в учебе и т. д.
Сейчас одним из важнейших аспектов данной проблемы является вопрос об изменении самосознания: возможно оно или нет. Большое значение также придается формированию идентичности.
Объектом данной работы будут являться подростки, предметом их самосознание, а именно, его когнитивный компонент.
Цель: рассмотреть особенности развития когнитивного компонента самосознания подростка.
Задачи:
- дать определение понятию «самосознание»;
- рассмотреть различные точки зрения на самосознание личности и его структурные компоненты;
- рассмотреть формирование самосознания;
- рассмотреть структуру самосознания;
- выявить особенности самосознания у подростков;
- сравнить самосознание подростков с самосознанием средних школьников и юношей;
- рассмотреть когнитивный компонент самосознания;
- определить когнитивные изменения в подростковом возрасте;
- рассмотреть информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте;
- дать определение понятию «психологическое консультирование»;
- определить цели и задачи психоконсультирования;
- рассмотреть особенности консультирования подростков (в вопросах самосознания).
Гипотеза: мы считаем, что психоконсультирование предполагает изменение когнитивного компонента самосознания подростка в необходимую сторону.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Особенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков6
1.1. Понятие «самосознание». Его формирование. Структура-
1.2. Особенности самосознания у подростков11
1.3. Когнитивный компонент самосознания20
1.4. Когнитивные изменения в подростковом возрасте23
1.5. Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте25
ГЛАВА 2. Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания подростка28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
ЛИТЕРАТУРА33
Использованная литература
- Активные методы в работе школьного психолога под ред. И.В. Дубровиной. М., 1990 г.
- Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998 г.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // «Мир психологии», 1999 г., №3.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1995 г.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 г.
- Божович Е.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
- Джемс У. Психология. М., 1991 г.
- Клайнпетер У., Реслер Г.-Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте // Психогигиена детей и подростков. М., 1985 г.
- Кле М. Психология подростка. М., 1991г.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.
- Кон И.С. Категория Я в психологии // «Психологический журнал», 1981 г., №3.
- Кон И.С. Открытие Я. М., 1978 г.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000 г.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997 г.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000 г.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2002 г.
- Немов Р.С. Психология. ., 1995 г.
- Общая психология под ред. Богословского.
- Общая психология под ред. Петровского.
- От рождения до смерти под ред. Реана А.А. М., 2002 г.
- Рабочая книга школьного психолога под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991 г.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000 г.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994 г.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989 г.
- Социальная идентификация личности под ред. В.А. Ядова. М., 1993 г.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984 г.
- Столяренко. Основы психологии.
- Хрестоматия по психологии под ред. Петровского. М., 1987 г.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997 г.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977 г.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995 г.
- Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.Л., Черемисин О.В. Исследование образа Я у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. Т.123.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996 г.