Особенности восприятия и оценки студентами корпоративной культуры ВУЗа.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности восприятия и оценки студентами корпоративной культуры ВУЗа."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 74 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Деятельность индивида, организации в целом, равно как и отношение людей к организации невозможно понять без учета корпоративной (организа-ционной) культуры. Многие исследования сегодня подтверждают, что эффек-тивность деятельности организации зависит от типа или силы организацион-ной культуры.
В соременной литературе существует достаточно большое количество определений организационной культуры. Как и большинство фундаменталь-ных понятий социальной психологии организаций, концепция организацион-ной культуры не имеет единого толкования. Тем не менее, сторонники раз-личных подходов к данной проблеме едины в убеждении, что организацион-ная культура является основой жизненного потенциала любой организации.
В организационной культуре находят свое отражение важнейшие вопро-сы регуляции жизнедеятельности персонала: то, ради чего люди стали члена-ми организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам деятельности людей.
Психологически эффект воздействия корпоративной культуры оказыва-ется сильнее индивидуального воздействия отдельного человека, поскольку определенный стиль поведения распространяется на многих членов организа-ции, сотрудники которой воспринимают его как норму, как нечто намеренное и запрограммированное, а не случайное и немотивированное.
Учитывая влияние корпоративной культуры как на отдельного индивида, так и на общество в целом, следует отметить, что существует теоретическая и практическая необходимость в изучении этого феномена.
Наибольший интерес представляет то, как студенты относятся к организа-ции, в которой они учатся; как строятся отношения между ними; разделяют ли они нормы и принципы жизни и деятельности данной учебной организа-ции.
Объект: корпоративная культура вуза.
Предмет: особенности восприятия и оценки студентами корпоративной культуры вуза.
Цель работы:
1. Изучить восприятие и оценку студентами первых и выпускных курсов (специалисты - пятый, бакалавры - четвертый) корпоративной культуры вуза.
2. Выявить общее и особенное в восприятии и оценке студентами первых и выпускных курсов (специалисты - пятый, бакалавры - четвертый) корпоративной культуры вуза.
3. Изучить особенности восприятия и оценки корпоративной культуры вуза у студентов, учащихся на различных факультетах и специально-стях.
4. Выявить взаимосвязь между компонентами восприяия и оценки кор-поративной культуры вуза у студентов различных факультетов и специ-альностей.
Задачи: 1.Осветить и проанализировать основные положения психологии корпоративной культуры в теоретической части исследования.
2. Подобрать адекватный инструментарий изучения корпоративной культуры вуза, и провести исследование с помощью опросника «Студенче-ская субкультура как компонент корпоративной культуры вуза».
3. Обработать качественно и количественно результаты и сделать выводы.
Основная гипотеза: существуют особенности в восприятии и оценке корпо-ративной культуры вуза у студентов различных курсов, факультетов и специ-альностей.
Дополнительные гипотезы:
1. Существуют особенности в восприятии и оценке корпоративной куль-туры вуза у студентов первых и выпускных курсов.
2. Существуют особенности восприятия и оценки корпоративной культу-ры вуза у студентов, учащихся на различных факультетах и специаль-ностях.
3. Существует взаимосвязь между компонентами восприятия и оценки корпоративной культуры вуза у студентов различных факультетов и специальностей.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Концепция корпоративной культуры 5
1.1. Понятие корпоративной культуры: компоненты, структура, модели, социально-психологические факторы. 5
1.2. Влияние корпоративной культуры на деятельность организации и поведение сотрудников. 24
1.3. Социально психологическое управление корпоративной культурой. 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия и оценки студентами корпоративной культуры РГСУ. 43
2.1. Методика и описание хода исследования. 43
2.2. Анализ результатов исследования. 48
Выводы. 59
Заключение. 61
Список литературы. 63
Использованная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.
- Бестужев Лада И. Социальное управление: методы, ориентиры, про-гнозы. В ж. «Проблемы теории и практики управления», 1989, № 4.
- Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально
- психологический климат коллектива и личность. М., 1983. 184 с.
- Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 352 с.
- Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972. 113 с.
- Журавлев А.Л. Психология и управление.- М.: Знание, 1978. 121 с.
- Заржевский С.Г. Организац. культура в соврем. России: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997. 64 с.
- Зворыкин А.А., Гурьянов С.Т. Прикладные аспекты социального управления. М., 1978. 89 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. Часть 1. Управленческая дея-тельность. М., 1996. - 340 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педа-гогич. общество России, 2003. 384 с.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в орга-низации: ИНФПА М., 1999. 220 с.
- Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990. 200 с.
- Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука, 1978.
- Майерс Д. Соц. психология. СПб.: Питер Пресс, 1997. 688 с.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом. М.: Бизнес школа «Интел синтез», 2000. 264 с.
- Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента. Вестник ЛГУ, сер. 6, вып. 2, 1991.
- Обозов И.П. Психологи межгрупповых отношений. Киев, 1990. 243 с.
- Парыгин Б.Д. Социально психологический климат коллектива. Х., 1981. 195 с.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная куль-тура: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 224 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд во «Речь», 2002. 298 с.
- Психология менеджмента/Под ред. Никифорова Г.С. СПб., 1997. 240 с.
- Рева В.Е. Теория организации и организационное поведение. Пенза: Изд во Пензенского государственного университета, 2000. 320 с.
- Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организа-циях. М., 1995. 252 с.
- Самоукина Н.В. Психол. проф. деят и. 2 изд. СПб.: Питер, 2003. 224 с.
- Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999. 217 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1977. 312 с.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: Аудит; Юнити, 1998. 235 с.
- Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. 160 с.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000. 215 с.
- Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Ере-мина. М., 1998. 198 с.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Киба-нова. М., 1997. 230 с.
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. М. 1998. 346 с.
- Фалмер М.Р. Энциклопедия современного управления. т. 1 5, М., 1992.
- Хает Г.Л. Корпоративная культура и ценности человека. Краматорск: ДГМА, 2001. 268 с.
- Чуб Б.А., Курчаков Р.С. Корпоративное управление. Казань: ДАС, 2000. 217 с.
- Шепель В.М. Имеджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994. 198 с.
- Шепель В.М. Имидж.// Учительская газета, № 6, 1996.
- Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. 246 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 535 с.