Сравнительный анализ взаимоотношений подростков и родителей глазами детей и родителей
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Сравнительный анализ взаимоотношений подростков и родителей глазами детей и родителей"
Автор работы: Юлия
Страниц: 25 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что про-блемы взаимоотношений подростков и их родителей рассматривались с разных точек зрения на протяжении всего развития педагогической практики. Однако при анализе работ, посвященных изучению данной проблемы, выяснилось, что современный этап исследования характе-ризуется следующими особенностями:
- отсутствием системного подхода к трактовке внутрисемейных от-ношений, скорее их связи с другими позициями личности (жизненная, личностная, социально-ролевая);
- рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии и не-достаточной изученностью их динамики применительно к половозра-стным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;
- преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и дефицитом подобных исследований в семьях подростков;
- отсутствием моделей и технологий формирования родительских (материнских и отцовских) взаимоотношений с детьми подросткового возраста.
С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной си-туации развития подростков с изменением внутренней позиции лич-ности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослы-ми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в са-мостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимо-сти, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, М.Ю. Кондратьев, А.В.Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.). Поэто-му эффективность семейного воспитания во многом зависит от гибко-сти родительских позиций, которые определяют меру свободы и са-мостоятельности растущей личности и соотносится с ее возрастно-половыми и индивидуально-психологическии особенностями.
Однако, как показывают исследования (Е.Е.Ромицына, И.А.Хоменко, А.Н. Елизаров и др.) и семейная практика, многие ро-дители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцов-ская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой.
Таким образом, возникает ряд противоречий:
- между перестройкой внутренней позиции подростков, проявления-ми чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с неадекватностью роди-тельских позиций;
- между распространенностью неадекватного подхода к семейному воспитанию подростков и слабостью научной трактовки сущности адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту;
- между необходимостью адекватности родительского влияния на подростка и отсутствием психолого-педагогической технологии фор-мирования адекватных родительских позиций;
Цель исследования: изучение особенностей взаимоотношений детей и родителей.
Задачи исследования:
- рассмотрение семьи как фактора развития поведения подростка;
- исследование процесса воспитания подростка в семье, стилей и типов семейного воспитания;
- определение положения подростка в семье и его отношений с родителя-ми;
- проведение экспериментального исследования особенностей восприятия подростками родителей.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава 1. Проблемы детско-родительских отношений в подростковом воз-расте..5
1.1 Семья как фактор развития поведения подростка.5
1.2 Воспитание в семье. Стили и типы семейного воспитания..7
1.3 Положение подростка в семье и отношения с родителями.11
Глава 2. Особенности взаимного восприятия.18
2.1 Образ подростка в восприятии родителей18
2.2 Образ родителей в восприятии подростка....20
Заключение.23
Список литературы....25
Использованная литература
- Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. М., 1986.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., Семья и школа, 1995.
- Бодалёв А.А. Психология о личности. М., 1988 г.
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая мето-дика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. Методиче-ское пособие. М., «Фолиум», 1995.
- Волков Б.С. Психология подростка 3-е изд. М., 2001.
- Гурко Т.А.. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. №3
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
- Дубровина И.В., Возрастная и педагогическая психология. М., 1998.
- Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. М., 1999.
- Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. М., 1995.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1982.
- Кулагина И.Ю., Возрастная психология. М., 1997.
- Кулик Л.А., Берестов Н.И. «Семейное воспитание» М., 1990г.
- Леванов Е.Е. Семейное воспитание: состояние и проблемы. М. 1986.
- Мир детства. Подросток. // Под ред. Хрипковой А.С. М.: Педагогика, 1982.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под ред. Дружинина В.Н. СПб, 2001.
- Сермягна О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев.: Шти-инца, 1991.
- Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: Наука, 2000.
- Филлипова Г.И. Ребенок для родителей и родители для ребенка // Се-мья и школа. 2001. №7-8.
- Фромм А. Азбука для родителей Лениздат, 1999.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 1999.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989 г.