Особенности взаимосвязи творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности взаимосвязи творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте"
Автор работы: Мария
Страниц: 78 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что существует взаимосвязь между творческими способностями и адаптацией в младшем школьном возрасте.
Рабочая гипотеза: существуют гендерные особенности взаимосвязи творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования является адаптация детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступает взаимосвязь творческих способностей и адаптации к школе у первоклассников.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ подходов в понимании происхождения и развития творческих способностей.
2. Исследование особенностей развития творческих способностей у детей 7 8 лет.
3. Изучение различных критериев школьной адаптации у детей 7 8 лет.
4. Изучение особенностей взаимосвязи различных характеристик творческих способностей с уровнем школьной тревожности и типами школьной мотивации.
5. Изучение гендерных особенностей взаимосвязи творческих способностей и школьной адаптации.
6. Построение плана коррекционной программы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки, которая состоит из 67 детей, валидностью и надежностью методик, качественным и количественным анализом с использованием методов математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера)
Содержание работы
План:
Введение3
1. Феноменология творческих способностей и адаптации.
1.1. Характеристика и формирование творческих способностей с точки зрения различных теоретических направлений.5
1.2. Анализ понятия адаптация в различных подходах.17
1.3. Психологические особенности младшего школьного возраста25
1.4. Понятие школьной адаптации32
2. Описание эмпирического исследования.
2.1. Планирование эксперимента. Обоснование психодиагностического инструментария.43
2.2. Организация и проведение экспериментального исследования..50
3. Описание и анализ результатов.
3.1. Изучение творческих способностей у детей младшего школьного возраста..52
3.2. Особенности адаптации в младшем школьном возрасте..54
3.3. Особенности взаимосвязи творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте..62
3.4. Рекомендации для составления коррекционных занятий по развитию вербального творческого мышления у детей 7 8 лет.71
Заключение.73
Список литературы...75
Приложение
Использованная литература
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 158 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Издательство Института психотерапии, 2002. 224 с.
- Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопр. психол. 2006. №3. С. 67 77.
- Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста // Вопр. психол. 2005. №3. С. 29 37.
- Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
- Берн Ш. «Гендерная психология» - СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчетва. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. 176 с.
- Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование// Вопр. психол. 1990. № 3. С. 64 69.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
- Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопр. психол. 1993. № 2. С. 63 71.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издательство АПН, 1960. 500 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
- Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. №4
- Егорова М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопр. психол. 2000. №1. С. 36 46.
- Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. М.: Питер, 2003. 249 с.
- Заваденко Н. Н. , Петрухин А. С. , Манелис Н. Г. , Успенская Т. Ю. , Суворинова Н. Ю. , Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопр. психол. 1999. №4. С. 21 28.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
- Куликов Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995.
- Лукаш Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США // Вопр. психол. 2004. №4. С. 22 30.
- Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (I-III классы) М.: Прогресс, 1994. 480 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс». Диагностическая и коррекционная работа. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2006. 247 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 430 стр.
- Надирашвили Ш. А. Проблемы социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1976. 122 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). Ереван: АН Армянской ССР, 1988. - 263 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: РОУ, 1992. 224 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 612 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976. 280 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1988. 304 с.
- Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина и В. В. Шадрикова. М.: Наука, 1991. 224 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: БАХРАХ М, 2008. 668 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
- Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопр. психол. 2003. №3. С. 43 52.
- Телегина Э. Д. , Гагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопр. психол. 2003. №5. С. 47 55.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. СПб.: ДидактикаПлюс, 2002. 44 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
- Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Минск, 1987.
- Шумакова Н. Б. : Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопр. психол. 1996. №3. С. 34 43.
- Щебланова Е.И. , Аверина И.С. , Хеллер К.А. , Перлет К. : Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопр. психол. 1996. №1. С. 97 107.
- Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопр. психол. 2003. №3. С. 132 145.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Яковлева Е. Л. : Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопр. психол. 1996. №3. С. 28 34.