Социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя - женщины
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя - женщины"
Автор работы: Юлия
Страниц: 84 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства характеризуется изменениями в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных предприятий, в частности. Деятельность же любой организации определена профессионализмом его персонала и, в первую очередь, ее руководителя. Неслучайно, изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей. Многочисленные публикации, выполненные в русле психологии управления, социальной психологии организации, отражают уровень разработанности данной проблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя зависит не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др.
Руководитель является, вне сомнений, имиджевой фигурой предприятия, его «визитной карточкой». Проблемы формирования и функционирования имиджа организации в целом и имиджа руководителя, в частности, и стал предметом современного научного анализа в отечественной психологической науке в последнее десятилетие
Актуальность исследования имиджа успешного руководителя - женщины как социально-психологического феномена обусловлена не только важностью проблематики в социальном и политическом смыслах, но и продолжающимся углублением интереса к ней со стороны социальных наук, и прежде всего психологии.
К настоящему времени в социально-психологической науке сформировалось мощное русло идей и теорий, прямо связанных с психологией имиджа. Все это свидетельствует о том, что исследования, связанные с феноменом имиджа, на проблемном поле социальной психологии, продолжают оставаться в числе передовых и социально востребованных.
В российской психологической науке научные разработки, связанные с психологией имиджа успешного руководителя - женщины, первоначально касались преимущественно проблематики лидерства и были ориентированы на исследование имиджа общественного деятеля, имиджа кандидата в избирательной кампании и т.д. Проблема имиджа, его основных компонентов и особенностей формирования нашла место в работах В.Я.Белобрагина, А.А.Бирюкова, С.С.Владимирова, Е.Б.Карпова, А.Н.Орехова, Е.А.Петровой.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление социально-психологических факторов динамики имиджа успешного руководителя женщины.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Проанализировать историю социально - психологических условий;
2.Рассмотреть формирование имиджа успешного руководителя женщины;
3. Изучить технологии успешного руководителя - женщины.
Объект и предмет исследования. В качестве объектов настоящего исследования выступает женщины-руководители. Предмет исследования: социально-психологические условия формирования имиджа успешных женщин-руководителей.
Общая гипотеза исследования заключается в том, что имидж женщины - успешного руководителя отражает профессионально значимые с позиции общественного сознания особенности ее личности, деятельности, общения, поведения и внешнего облика и является позитивным при соблюдении ряда основных социально-психологических условий. Во-перых, восприятие женщины-руководителя максимально приближено к господствующему в массовом сознании стереотипу «идеального руководителя» вне зависимости от половой принадлежности его носителя. Во-вторых, женщина-руководитель обладает высоким уровнем успешности деятельности, социальной зрелости и развития ряда профессионально важных социально-психологических качеств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (Аверченко Л. К., Катунин В. С., Комаров Е.И., Ладанов И.Д., Михеев В. А., Омаров А. М., Терентьева И.В., Яновский Р.Г., Швальбе Б., и др.).
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов,списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. История социально - психологических условий формирования имиджа успешного руководителя - женщины
1.1. Понятие и сущность имиджа
Смена экономической формации в России, стремительное развитие института частной собственности, изменения в политике послужило толчком к формированию новой социальной категории людей, добившихся успеха во многом, благодаря своим личным и профессиональным качествам. Это предприниматели, менеджеры, политические лидеры, активно влияющие на экономические и политические процессы в стране. С появлением представителей новой бизнес-элиты в обществе возрос интерес к проблемам карьерного роста. Успешная социальная реализация отдельных руководителей привлекла общественное внимание к механизмам ее осуществления, так появился социальный заказ на исследования в области психологии управления, разработки моделей успешной самопрезентации личности в рамках психологии имиджа. В ситуации некоторой стабилизации экономики в стране, в условиях перехода системы управления из условий «дикого рынка» к «либеральной стабильности», в бизнес кругах, вновь стали значимы представления о морально-этических ценностях, таких как «безупречная репутация» и «позитивное общественное мнение». На сегодняшний момент в обществе сложились уникальные возможности для всестороннего раскрытия потенциала личности руководителя, проведения работ по изучению формирования новых имидж-технологий, позволяющих создавать позитивный имидж субъекта, в особенности женщины-руководителя, т.к. вопреки конституционным нормам, провозглашенным нашим обществом, и демографическим изменениям, положение женщины в профессиональной сфере продолжает оставаться приниженным, ущемляющим права женщин на рынке труда, не позволяющим ей осуществлять карьерный рост на равноправных позициях с мужчиной.
Поэтому проблема карьерного роста женщины в целом и позитивного имиджа женщины-руководителя в частности, как фактора, способствующего профессиональному продвижению, является социально значимой на данном этапе развития современного общества.
Рассмотрим понятие имиджа. В современной российской науке «имидж» стал предметом социального интереса и научно-психологического исследования в середине 80-х гг. XX века. Возникновению повышенного интереса к проблеме имиджа способствовали изменения социально-экономических условий жизни общества в конце XX века, развитие в стране рыночной экономики, составляющими которой являются конкуренция и борьба за рынки сбыта, что в свою очередь привело к бурному развитию PR-технологий, практического имиджмейкинга, дизайна и других прикладных направлений, связанных с продвижением товаров и услуг в условиях конкуренции.
Практический запрос на разработку проблем имиджа и породил новую науку - «имиджелогию», которая возникла на стыке философии, психологии, социологии, политологии, культурологии, экономики, костюмологии, истории и других дисциплин. Предметом имиджелогии является «изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления, а также описание и раскрытие причинно-следственных взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, товаров, услуг и др.)».
По мнению Е.А. Петровой, «к ее истокам можно отнести работы 60-70-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода» (А.Л. Бодалев, В.А. Лабунская, В.Н. Панферов и т.д.) [41, С. 10-12].
В современной отечественной психологии исследования, посвященные проблемам имиджа, представлены следующими работами:
а) это работы, посвященные проблематике лидерства и преимущественно ориентированные на изучение имиджа политиков, общественных деятелей и кандидатов во время избирательной кампании;
б) работы, посвященные проблемам формирования профессиональных имиджей: государственных служащих, руководителей, телеведущих, учителей;
в) педагогов высшей школы;
в) исследования, посвященные проблемам корпоративного имиджа (в частности: политических партий и объединений, муниципальной власти, учебных заведений, организаций);
г) работы, посвященные проблемам функционирования имиджа торговой марки, бренда, образования и образовательных услуг.
В 80-е годы XX столетия появились и первые научные разработки по имиджированию, посвященные различным аспектам управления имиджем (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г. Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» или как «мысленное представление чего-то ранее видимого конкретного или абстрактного, сильно напоминающего в представлении о другом» [41, С. 13-15].
Содержание работы
Введение.......3
Глава 1.История социально - психологических условий формирования имиджа успешного руководителя женщины........6
1.1. Понятие и сущность имиджа...6
1.2. Участие женщин в сфере управления...13
Глава 2. Формирование имиджа..28
2.1.Технология формирования имиджа успешного руководителя женщины28
2.2. Индивидуальный стиль в одежде деловой женщины.....32
2.3. Основные гендерные различия в стиле управления...48
Глава 3. Технология успешного руководителя женщины..59
3.1. Анализ имиджа успешного руководителя - Татьяны Голиковой..59
3.2. Анализ деятельности Министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой и рекомендации69
Заключение.71
Список используемой литературы...74
Приложение78
Использованная литература
- Список используемой литературы:
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (ред. от 31.12.2005).
- Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 19.12.2005).
- Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 10.05.2007).
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (21.05.1999)
- Закон «О системе исполнительных органов государственной власти Красноярского края».
- Закон «О наделении органов местного самоуправления края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения».
- Письмо агентства социальной защиты населения администрации края от 29.12.2007 № 12823-09.
- Аверченко Л. К.Психология управления: курс лекций. Новосибирск.- Изд-во НГКАЭиУ: Инфра-М, 1999.
- Анохина. М.Г. Технологии в политике и политическом управлении. М.: Изд-во «Юнити», 2000.
- Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.
- Выступление на коллегии администрации г. Красноярска «О работе органов социальной защиты населения по социальной поддержке граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (14.11.2006).
- Галкина Т. П. Социология управления: от группы до команды: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001
- Городская целевая программа «Обеспечение беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в г. Красноярске».
- Городская целевая программа «Социальная поддержка населения г. Красноярска».
- Городская целевая программа «Старшее поколение».
- Дедерихс М. Хиллари Клинтон и власть женщин. М.,1998.
- Дизель П. М. Поведение человека в организации. М.: Изд-во «Норма», 2002.
- Зингерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.,1999.
- Иванова. В.Н. Социальный менеджмент / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева, Н. С. Данкина и др. М.: Изд-во «Высшая школа», 2005.
- Ильенковой. С.Д. Социальный менеджмент. М: Изд-во «Компания Спутник», 2002.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Изд-во «Гардарики», 2000.
- Катунин В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во «Кнорус» 2001.
- Киселев В. Н., Смольников В. Г. Социальное партнерство в России. М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2005.
- Комаров Е.И. Качество женщины руководителя//Управление персоналом, 2006.- № 2.
- Концепция развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края на 2006-2008 годы.
- Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: Изд-во «Дека», 2003.
- Кубра А.С. Теория управления.-М.: Изд-во «Кнорус», 2006.
- Ладанов И.Д. Женщины руководители //Управление персоналом, 2004.- № 9.
- Литвинцева Н.А. Женская психология М.: Изд-во Бизнес-школа «Интел - Синтез», 2003.
- Лужков Ю. М. Управление: системный и ситуационный подходы.-М.: Изд-во «Академия», 2007.
- Михеев В. А. Основы социального партнерства. Теория и политика. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
- Омаров А. М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Изд-во «Академия», 2002.
- Ошуркова Н.А. Новые подходы к формированию руководителя // Управление персоналом. 2007.- № 4.
- Сергеев А.Г. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений: курс лекций. М.: Изд-во «Дашко и К», 2007.
- Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социологическое исследование. 2005.- № 4.
- Старобинский Э.Е. Организация труда руководителей и распределение полномочий // Управление персоналом, 2006.- №11.
- Скрипник Н.Д , Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя //Управления персоналом, 2005.-№2.
- Таранов П.С. Золотая книга руководителя. Законы, советы правила - М.: Изд-во «Феникс», 2003.
- Терентьева И.В. Женщины о себе и о своей жизни. //Социологическое исследование.-2001.-№11.
- Удальцов М. В. Социология управления. М.: Изд-во «Инфра-М», 2004.
- Фалько Л.Ю.Имидж женщины-лидера.-Иваново: Издат. Центр «Юнона»,2006.
- Хэмфриз Д. Как управлять людьми на работе: Практическое пособие по руководству. Челябинск, 2005.
- Чигишева М.Человечные профессии//Сегодняшняя газет, 2007.-№3.
- http://www.admkrsk.ru/