Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг
Дипломная по предмету:
"Книговедение"
Название работы:
" Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг"
Автор работы: Брюханова Елена Викторовна
Страниц: 90 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность темы очевидна, произведения мастеров русского авангарда, чье творчество во многом определило развитие художественной культуры ХХ века, продолжают сохранять актуальность как неисчерпаемый запас формальных и образных идей.
Авангард, начиная рассматривать книгу, как информационный объект, ориентированный на активную коммуникацию, формулирует потребность в иных технологиях воспроизводства информации. Книга становится той моделью, анализ и критика которой позволит разработать новые конструкции для языковых манипуляций, осуществляемых в русле техногенного информационного обмена. Книга как модель, как прототип новых информационных объектов, придает необычайную актуальность художественному явлению – книге художника, где развиваются новые подходы и методы представлять, хранить, соотносить, интерпретировать, генерировать информацию.
Еще столетие назад такого понятия как «книжное искусство» не было, говорили лишь об «искусстве в книге». Пред¬полагалось, что книга — предмет, в сущности, технический, го¬товая форма, заданная художнику извне, из мира полиграфичес¬кого производства. Художник мог обогатить и украсить книгу, внести и разместить в ней свои рисунки, узоры, знаки, как раз¬мещают росписи или картины в готовом здании. Книга мыслилась не целостным произведением искусства, а лишь вместилищем более или менее значительных произведений: графических, живопис¬ных, декоративных.
В своей совокупности книги могут дать определенное пред¬ставление о духе времени, в которое эта книга создавалась, о ху¬дожественном стиле, одним из воплощений которого становится, таким образом, книга.
Судить о книге только по ее взятым в отдель¬ности орнаментам, иллюстрациям, даже шрифтам — то же самое, что судить об архитектуре собора, не касаясь ни его плана, ни конструкций, только по резьбе и росписи, покрывающим стены, по завиткам капителей и статуям в нишах. Целостное восприятие художественного строя книги зас¬тавляет видеть все ее знаковые, орнаментальные и изобразитель¬ные элементы не изолированно, но в определенной связи, в сис¬теме композиционно-пространственных, смысловых и функцио¬нальных отношений с этим целым — с самой книгой, имеющей собственную, меняющуюся из века в век «архитектуру». Подобно тому, как архитектура преобразует окружающее нас пространство не только для удовлетворения наших практических потребностей, но и вносит в него порядок и меру, дает обживаемому с ее помо¬щью миру определенный строй и характер, наделяет его эмоцио¬нальным содержанием, так и книжное искусство организует и оду¬хотворяет мир книги. Оно материализует этот мир как особую ду¬ховную среду, сферу общения читателя с текстом, с содержанием книги, придает ему осязаемую предметность.
Рассматривая книгу с этой ее «архитектурной», а точнее ска¬зать — архитектонической стороны, вдумываясь в особенности ее построения, необходимо увидеть книгу как некий предмет, предназначенный для вмещения текста и сопро¬вождающих его изображений и создающий определенные удобства в их использовании.
Книга — конструкция. И вся ее техническая сто¬рона — выбор и обработка материалов, их физические качества — добротность, вес, фактура поверхностей, цвет, контрасты красок — входит неотъемлемой частью в восприя¬тие книги как предмета искусства. Здесь важен и формат — боль¬шой или маленький (совсем разные образы — монументальный или интимный), и пропорции, и способы изготовления — ручные или машинные, и устройство книжного блока, возможные усложнения этой конструкции — вкладные листы дру¬гой бумаги и прочее.
Однако книга воспринимается не только как вещь, но и как своеобразное пространство. Это свойство определенным образом формируются ее создателями и, в первую очередь, художником. Их можно различать и изучать. В физическом смысле «пространство» книги можно считать двух¬мерным — это система плоских, в принципе, разворотов, сменяю¬щих друг друга при чтении перед нашими глазами. На них в задан¬ном порядке размещаются знаки и изображения. Порядок этот и представляет собой пространственную организацию книги, ее ком¬позицию. При всем многообразии возможных вариантов, представ¬ляющих те или иные композиционные системы в книге, порядок этот всегда ясен и строг. Основа его — геометрически четкая систе¬ма координат, образуемая вертикальными и горизонтальными об¬резами одинаковых прямоугольных листов и вертикалью кореш¬кового сгиба — единой осью вращения перелистываемых страниц.
Многие эпохи книжного искусства оставили блестящие памятники, насыщенные духом своего времени, ярко воп¬лотившие его стиль, но не отражающие никак конкретное содержание заключенных в них сочинений. Лишь в последние пол¬тора-два столетия, с ростом и количества изданий и разнообра¬зия жанров, тем, назначений и видов литературы, в облике кни¬ги стала отображать сперва принадлежность ее к тому или иному кругу изданий, а затем уже и характерные качества конкретного произведения. Такая книга стала как бы «портретом» своего текста, в каком-то смысле его рекламой, выражением его оценки, отношения к этому тексту ее издателя и художника. Не только иллюстрации (внутри книги или вынесенные на ее облож¬ку, наружу), но и все другие ее эле¬менты (материал, цвет, шрифты, формат, фальцовка, шитье) начинают характеризовать данную книгу. Любая ее деталь окрашивается и осмысляется тем обстоятельством, что она могла бы быть существенно иной в книге другого содержания, другого характера.
С конца XIX в. и особенно в XX в. роль и место искусства книги в художественной культуре России заметно меняются. В предше¬ствующий период для книги работали в основном второстепенные графики или просто ремесленники. В конце века к книгам обращаются ведущие мастера русской живописи. Их работа в области иллюстрации остается в сущности эпизодической, вклю¬чаясь часто в характерные для времени «сборные» книги, кото¬рые, как целое, этих художников не интересовали. Отдельные иллю¬страционные серии очень конкретные и пси¬хологически насыщенные выполнили в это время И.Е. Репин, В.И. Сури¬ков, В.А. Серов, В.М. Васнецов. Л.О. Пастернак, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский и др.
В 20-х годах XX века в художественной практики начинают реализовываться иде аван¬гардных деятелей искусства. «Суровый стиль», минималист¬ская графика и борьба с архитектурными излишествами получили дополнительную артикулированность и за счет ис¬пользования формального языка конструктивизма 20-х го¬дов.
Приведем высказывание Е.Штейнера: «Пожалуй, именно сейчас появилась впервые возможность спокойно подойти к творчеству мас¬теров 20-х годов, больших и малых, великих и неизвестных, и посмотреть на них не с классовой ненавистью ревнителей соцреализма и госзаказов и не с интеллигентской недаль¬новидною фрондой по отношению к Системе, а просто как на художников, в высшей степени характерных для своего времени и — хорошо ли, плохо ли — как правило, талантли¬во и остро выражавших его. Нелишне оговориться, что я считаю российский художественный авангард — от интерпретаторов кубизма до супрематистов и конструктивистов — в целом наиболее значительным и интересным в художественном отношении явлением культурной жизни 20-х годов».
В истории искусства XX века работы авангардных советских художников первых лет существования нового ре¬жима (станковые вещи, эскизы прозодежды, иллюстрации к литературным произведениям или дет¬ские картинки). Художники 20-х годов сознатель¬но разрабатывали язык новых художественных форм, чтобы выразить им новое жизненное содержание, революцию духа и быта.
Дипломная работа имеет целью осветить вопросы, связанные с авангардом в русским книжным искусством в период 1920-1930 гг.
Задачами дипломной работы является рассмотрение предпосылок к возникновению художественного авангарда, его роли при создании книг; а также проследить формирование авангарда как новой культурной нормы и способа самопознания и познания мира, проанализировать способы отражения художниками новой действительности в иллюстрационных работах к книжным изданиям на примере поэмы «Медный всадник», повести «Белые ночи» и к детских произведениях 20-х годов XX века.
Объектом исследования является творческое наследие художников-авангардистов, зафиксированное в книжных изданиях начала XX века.
Предметом исследования станут особенности авангарда в русском книжном искусстве.
Целью исследования будет являться всестороннее изучение книжного искусства с точки зрения авангардного направления.
Методологической основой послужили работы Штейнера Е, Герчука Ю.Я., Говоровой А.А. и Т.Г.Куприяновой, Маковского С.К, Чугунова Г. и др., также были использованы материалы периодических печатных изданий.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. История книги 8
1.1. Понятие книги 8
1.2. Формы и функции книги 10
1.3. Книга в СССР в 1920-е годы 12
Глава 2. Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг. 18
2.1. Теоретические аспекты художественного авангарда 18
2.2. Книжное искусство начала XX века 33
2.3. Авангард в детских книгах 35
Глава 3. Исторический экскурс: Объединение «Мир искусства» и его роль в книжном искусстве 48
3.1. «Медный всадник» А.С.Пушкина в оформлении А.Н.Бенуа 51
3.2. «Белые ночи» Ф.М.Достоевского в оформлении М.В.Добужинского 60
Глава 4. Футуристическая книга 66
4.1. Типографика 71
4.2. Графика 74
4.3. Книжная обложка 75
4.4. Значение футуристических книг 77
Заключение: 80
Список литературы: 82
Приложение 1. 85
Использованная литература
- Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. М., 1984.
- Бобринская Е. Футуризм. - М.: Галарт. 2000.
- Бычков В. Авангард / Новая Философская Энциклопедия Т. 1. М., Мысль, 2000.
- Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Курс лекций для вузов. М., 1991.
- Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988.
- Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М.: Аспект Пресс, 2000.
- Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. М., 1984.
- Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова "книга"//Букинистическая торговля и история книги. Вып. 1. М., 1990.
- Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881.
- Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
- Добужинский М.В. Воспоминания. М.: «Наука», 1987.
- Закржевский А. Рыцари безумия: футуристы. Киев, 1914.
- История книги в СССР. 1917-1921: В 3 т. М., 1983-1986.
- История книги: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой. М.: Издательство МГУП "Мир книги", 1998.
- Книга в России. 1861-1881: В 3 т. / Под общей ред. И.И. Фроловой. М.,1988-1991.
- Книга в России. 1850-1917 гг.: (Материалы к указ. сов. лит. 1983-1990 гг.) / Гос. Публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина; Сост. С.В. Белов. Л., 1991.
- Крусанов А. Русский авангард. 1907 - 1932. Исторический обзор. Том II. Книга 1. Футуристическая революция. 1917 - 1921. Издательство: Новое литературное обозрение, 2003 г.
- Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В трех томах. Т.1. Боевое десятилетие. СПб, 1996
- Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996
- Либрович С.Ф. История книги в России: В 2 ч. СПб.; М., 1913-1914.
- Маковский С.К. Графика Добужинского. Пг.-Берлин: «Петрополис», 1924.
- Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб. Алетейя, 2000.
- Масленников Д.Б. Словарь окказиональной лексики футуризма. Уфа, 2000.
- Мигонь К. Наука о книге. / Очерк проблематики. Перевод с польского О.Р.Медведевой. – Москва «Книга», 1991.
- Митурич М. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. ((архив русского авангарда)) М.РА.1997
- Морев Г.А. К истории русского авангарда: Статья А.Туфанова «Новый эго-футуризм» [(1914)] // Поэзия и живопись. М., 2000.
- Очеретянский А., Яначек Дж., Крейд В. Забытый авангард. Сборник справочных и теоретических материалов. в 2-х кн. НЙ.1993.
- Очерятинский А. Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ столетия (поэзия). Нью-Йорк, СПб, 1995.
- Поэты русского футуризма. СПб. Академический Проект.1999.
- Русский футуризм. Сост.Терехина В, и Зименков А. - М.1999.
- Русский футуризм. Теория. Практика. Критические статьи. М. Наследие. РАН ИМЛИ. 2000.
- Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999.
- Сигей С. Эгофутурналия в смертном колпаке.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992.
- Советская власть в документах. М., 1961.
- Советская книга: Указатель литературы о книге и книжном деле: 1917-1945.: в 3 ч. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина; Сост. Т.А. Подмазова и др. М.,1976-1984.
- Терехина В. «Засахаре кры» или Загадки эгофутуризма. // Арион, №1, 1996.
- Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. 2-х т. Архив русского авангарда. М.РА.1997
- Хрестоматия по истории книги. Ч.1. М., 1995.
- Чуковский К. Футуристы. Игорь Северянин – Кручёных – Вл. Хлебников – Вас. Каменский – Вл. Маяковский. Петроград, 1922.
- Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.