СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Учебник по предмету:
"Социология"
Название работы:
"СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ"
Автор работы: Елена
Страниц: 288 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В современном мире, характеризующемся бурным развитием информационных технологий, проблемам массово-коммуникативных процессов уделяется все большее внимание. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. Отечественные же исследования по социологии массовой коммуникации в настоящий момент находятся только в стадии становления. Однако следует отметить, что в предыдущие десятилетия это направление социологического знания развивалось преимущественно в рамках эмпирических исследований, а также в рамках теории журналистики. В последние годы интерес к теоретико-социологическим исследованиям в области массовой коммуникации неуклонно растет: во многих университетах появились специализации по дисциплине «Социология массовой коммуникации», эта тематика активно изучается специалистами в области рекламы и паблик ри-лейшнз. Результаты научных исследований находят свое отражение в специально созданных учебниках для студентов высших учебных заведений.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе монографии автора «Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ». При создании данного учебного пособия была поставлена цель — ознакомить будущих специалистов с различными аспектами дисциплины «Социология массовой коммуникации».
«Принято считать, что функция учебника — обучить людей правильно пользоваться научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее — сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности» .
Данный учебный курс призван способствовать формированию аналитического мышления у студентов через привлечение их в процессе
обучения к анализу социальных процессов во всем их многообразии. Здесь массовая коммуникация рассматривается не только со стороны изучения результатов эмпирических исследований последней, но и со стороны теоретико-социологического анализа. Это, в свою очередь, позволяет выделить в ее содержании:
♦ феномен субъектов деятельности массовой коммуникации как сложное многоуровневое явление;
♦ объект ее воздействия;
♦ средства и условия ее осуществления.
Большое значение уделяется определению сущности, явления, содержания, форм и функций массовой коммуникации, способам и методам ее влияния на массовое сознание. Как представляется, такой многосторонний теоретико-социологический анализ массовой коммуникации необходим будущим исследователям общества, которые как никто другой должны будут уметь ориентироваться в сложной и динамичной системе социальных процессов.
Не обрушивая на читателя всю противоречивую и разнообразную полемику по данной проблематике, тем не менее, автор посчитал необходимым и целесообразным уделить достаточное внимание существующему многообразию мнений, которое закономерно присутствует в социологии массовой коммуникации, как и в любой становящейся науке. Подобный подход, возможно, также будет способствовать формированию аналитических навыков, умению не просто читать и слушать, но и думать, сопоставлять, анализировать.
Содержание работы
Введение..................................................................................................................5
Раздел I. Социология массовой коммуникации
в системе социологического знания
Тема 1. Предмет и объект социологии массовой коммуникации...................8
Тема 2. История развития социологии массовой коммуникации.................17
Концепции массовой коммуникации в исследованиях
зарубежных социологов.............................................................................17
Развитие социологии массовой коммуникации
в отечественных исследованиях................................................................32
Тема 3. Массовая коммуникация как система деятельности.........................42
Раздел II. Субъектный аспект массово-коммуникативной
деятельности
Тема 4. Субъекты массово-коммуникативной деятельности........................62
Тема 5. Ценности как основа деятельности субъектов массово-
коммуникативного процесса...............................................................................77
Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной
деятельности.........................................................................................................92
Особенности правовых норм регулирования свободы деятельности современной российской системы массовой коммуникации........................106
Раздел III. Объект в системе массово-коммуникативной деятельности
Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой
коммуникации.....................................................................................................114
Тема 8. Общественное мнение как состояние массового сознания............146
Тема 9. Массовая информация в деятельности МК......................................161
Раздел IV. Функциональный аспект массовой коммуникации
Тема 10. Функции системы массовой коммуникации....................................172
Массовая коммуникация как функциональная система.........................172
Функции массовой коммуникации и ее сторон.......................................173
Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации...........189
[3]
Реклама в системе массовой коммуникации............................................200
Паблик рилейшнз в системе массовой коммуникации...........................204
Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации
Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт.......................212
Что такое «четвертая власть»?...........................................................................226
Тема 13. Структура системы средств массовых коммуникаций....................236
Печать в системе средств массовых коммуникаций................................238
Радио в системе средств массовых коммуникаций..................................239
Телевидение в системе средств массовых коммуникаций......................240
Жанры в структуре средств массовых коммуникаций............................243
Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации
Тема 14. Направления исследований массовой коммуникации в рамках
теоретической социологии.................................................................................252
Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой
коммуникации......................................................................................................255
Приложение. Примерная учебная программа дисциплины «Массовая
коммуникация»....................................................................................................262
[4]
Использованная литература
- Авраамов Ф. С. Профессиональная этика журналиста. — М., 1991.
- Акулов В. Л. Диалектический материализм как система. — Минск, 1986.
- [276]
- Американская социологическая мысль. — М., 1994.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1986.
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.
- Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. — Киев, 1988.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М., 1980.
- Афанасьев В. Г. Социальная информация. — М., 1994.
- Афанасьев О. В. Творчество, свобода и необходимость. — М., 1945.
- Башаратьян М. К. Коммуникативистика. — М., 2002.
- Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. — М.,1984.
- Безопасность: город, люди, власть. — М., 2002.
- Белинский В. Г. Избранные статьи. — М., 1980.
- Бессонов Б. Н. Идеология духовного подавления. — М., 1978.
- Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., 1908.
- Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. — М., 1991.
- Буданцев Ю. П. В контексте жизни. — М., 1979.
- Буржуазные теории журналистики / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1980.
- Вазюлин В. А. Логика истории. — М., 1988.
- Василик М. А., Косаев А. В. Политический плюрализм. — СПб., 1992.
- Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. — М., 1984.
- Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология. Часть 1. — М., 2002.
- Верховская А. И. Методы анализа писем в редакционной работе. - М., 1984.
- Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001.
- Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. — Минск, 1991.