ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ"
Автор работы: Матьякубов Эргашбай Розумбаевич
Страниц: 195 шт.
Год:1990
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Совершенствование социалистического образа жизни-это одна из важнейших задач развитого социализма,неотделимая от построения.материально-технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений и формирования нового человека. %а этом акцентировал своё внимание и ХХУ1 съезд КПСС, где подчёркнуто : "Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего что мешает формированию нового человека.Это одна из неотъемлемых составных частей социальной политики партии».
В силу этого исследование проблем социалистического образа жизни представляет собой одно из основных направлений общественных наук.
Разработанная ХХУ1 съездом КПСС,июньским ( 1983г. ) и последующими Пленумами ЦК КПСС политика в области совершенствования социалистического образа жизни представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий.Она направлена, во-первых, на упрочение всех необходимых объективных условий,на базе которых только и возможно его дальнейшее развитие,во-вторых, на всемерное совершенствование основных граней социалистической жизнедеятельности,их утверждению в обществе в целом,постепенное перерастание социалистического образа жизни в коммунистический.
Социализм создал единый по своим главным чертам образ жизни для всех классов,социальных групп и слоев общества.Но сохраняющиеся ещё различия между ними находят своё проявление в их образе
Г См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.-.Политиздат, 1976,с.87,214. 2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.Политиздат,1981,с.64.
жизни, вследствие чего дифференцированное исследование образа жизни, выявление в нем общего и особенного способствуют более четкому определению путей стирания социальных различий и движению со- веского общества в направлении к социальной однородности. М.Н.Руткевич подчеркивает, что это движение общества ускоряется," с одной стороны, потому, что классы, социальные группы, слои, отряды приобретают все больше общих черт по своему объективному положению и складывающимся на их основе интересам, а с другой - интересы и их единство осознаются обществом, прежде всего Коммунистической партией - его руководящей силой, которая выражает как общие интересы общества, так и особые интересы всех групп трудящихся""''.
Проблемы развития образа жизни молодежи в целом и студенчества в частности приобретают особое значение в связи с возрастанием роли молодежи в решении усложняющихся задач коммунистического строительства, так как от уровня её профессиональной и общественно- политической подготовки зависят в будущем темпы движения общества по пути научно-технического и социального прогресса. Все это диктует необходимость комплексного исследования всех сфер жизнедеятельности студенческой молодежи. Тем более, что " партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими
ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" .
Вместе с тем выдвижение на передний план проблем образа жизни вузовской молодежи обусловлено не только внутренними потребностями развития нашего общественного строя, но и обострением идеологической борьбы на современном этапе, ...
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3- 13
I. ГЛАВА Научная концепция образа жизни
студенческой молодежи. 14- 67
§ I. Социалистический образ жизни:
понятие,сущность* 14- 39
§ 2. Объективные и субъективные факто¬ры развития образа жизни совет¬ского студенчества. 40- 67
П ГЛАВА Особенности образа жизни студен¬ческой молодежи. 68-149
§ I. Учебная и научно-исследователь¬ская виды деятельности - основ¬ные компоненты образа жизни вузовской молодежи. 68-101
§ 2. Повышение общественно-полити¬ческой активности - характерная тенденция развития образа жезни советского студенчества* 101-127
§ 3. Место культуры и быта в образе
жизни будущих специалистов. 127-148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149-155
БИБЛИОГРАФИЯ 156-165
ПРИЛОЖЕНИЯ 166-
Использованная литература
- * Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.
- -М.: Политиздат, 1983, с.7.
- См.: Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни.Методологические и методические вопросы.- М.:Высшая школа, 1980;Бестужев-Лада И.В. Проблемы прогнозирования образа жизни в условиях развитого социа¬листического общества. - Киев,1975, Еутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. - М.: Наука,1978; Ким М.Н. Со-ветский народ - социалистическая общность трудящихся. - М.,1978; Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни. - М.: Знание,1983; Струков Э.В. Социалистический образ жизни. Теоретические и идейно- воспитательные проблемы. -М.: Мысль, 1977¿Толстых В.И. Образ жиз¬ни. Понятие. Реальность. Проблемы. - М., 1975; Капустин В.И. Со¬циалистический образ жизни. Экономический аспект. - М.: Мысль, Г976; Касьяненко В.И. Советский образ жизни. Проблемы исследова¬ния. - М.: Мысль, 1982.
- См.: Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. - Фрунзе: Кыргызстан, 1982.
- Выборнова В.В. Теоретические проблемы развития социалистического тРУДа. - Душанбе: Ирфон,1981; Зайченко В.М. Типология образов жизни как методологическая основа изучения общего и особенного. - Диалектика общего и особенного в социалистическом образе жизни советского народа. - М. - Фрунзе, 1980; Камилов М. Общее и особен¬ное в советском образе жизни. - Философские науки, 1977, № 6; Мирзоев З.М. Преодоление культурно-бытовых различий между городом деревней в период строительства коммунизма \ на материалах Таджик¬ской ССР). Автореферат на соискание ученой степени кандидата фило¬софских наук. - Душанбе, 1971; Социалистический образ жизни ( на таджикском языке ). - Душанбе.: Ирфон, 1980; Шарипов И. Преобразо¬вание социально-политических отношений в Таджикистане на пути не-капиталистического развития. Часть 2. - Душанбе: Дониш, 1976.
- ^ См.: Высшая школа как фактор изменения социальной структуры со- весткого общества. ~М.: Наука, 1978; Иконникова С.И. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. ~ Л.:Изд-во ЛГУ, 1974; Коммунистически^ идеалы и становление личности студен¬та. - Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1978; Лисовский В.TV, Дмитриев A.B. Личность студентаггЛ. :Изд-во ЛГУ, 1974; Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. - Ростов-наДону: Изд-во Ростовского ун-та, 1968; Шмелева Т.Л.,Бугаева Т.Б. Боепитание общественно-политической активности студенческой молодежи в усло¬виях развитого социализма.-М.:Высшая школа,1982; Общественно-поли¬тическая практика студентовСвопросы теории и методики).-М.:Высшая школа,1982;Шендрик А.И. Социальная активность советскойстуденчес- кой молодежи.-м;: Изд-во ВШ при ЦК ВЛКСМ, 1981.
- См.: Джумаев Ш.С. Военно-патриотическое воспитание молодежи на боевых интернациональных традициях советского народа. - Научный коммунизм, 1982, № 6; Исламов Ю. Партийное руководство комсомолом Таджикистана ( на таджикском языке "). - Душанбе: Ирфон, 1984; Кабилов Л.Я. Воспитание студентов - дело живое, творческое. - Ду¬шанбе: Ирфон, 1971; Формы и методы работы по коммунистическому воспитанию студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности. (Тезисы докладов Республиканской научной конференции,23-24 ноября 1983 года).- Душанбе, 1983; Хасанова Ш.Д. Воспитание молодых ин¬тернационалистов. - Душанбе: Знание, 1973.
- р
- См.: Образ жизни современного студента. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981; Рубина 31.Я. Советское студенчество. - М.: Мысль, 1981; Топчий Л.В. Изучение особенностей образа жизни советского студенчества. - Научный коммунизм, 1980, № 4.
- * Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.40, с. 315.
- ^ GM.: Марков B.G. Образ жизни и формирование человека. -Вопросы философии, 1976, № 7, с.19; Шершунов А.Д. Категории исторического материализма. - М.: Высшая школа, 1975. с. 79.
- ^ Глезерман Г.Е. Ленин и формирование социалистического образа жизни. - Коммунист, 1974, № I, с. 105.
- ^ Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. - М., 1975, с. 28.
- ^ Федосеев П.Н. Теоретические проблемы развитого социализма и коммунистического строительства. - Коммунист, 1976, № 15, с. 53.
- ^ См.: Струмилин Г.Е., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: Методология исследования. - Вопросы философии, 1974, № 2, с. 30.
- См.: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М.: Политиздат, 1976, с. 180; Синицин В.Г. Образ жизни, дос¬тойный человека. - М.: Знание, 1970, с.4.
- Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения.- М.: Наука, 1978, с. 36.
- ^ Струков Э.В. Социалистический образ жизни, его сущность и проб¬лемы. -М.: Мысль, 1977, с. 18.
- 3
- Р^ткевич М.Н. Диалектика и социология.- М.: Мысль, 1980, с.298,
- ^'См.: Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа, с. 94.
- ^'Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.З, с. 18.
- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.496.
- 2 Там же, с. 497.
- 3
- Жибуль И.Я. Гуманизм советского образа жизни-Минск.: Наука и техника, 1982, с. 18.
- 4 Материалы Ш съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976, с. 87.
- Щербицкий В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалисти¬ческого образа жизни и формировании нового человека. - М.:
- 2 Политиздат, 1977, с. 84-85 . См.: Бутенко А.П. Указ.работа, с. 47, 52, 55-56 .
- * См.: Калинин М.И. О молодежи. - М.: Политиздат, 1960, с. 45-46.
- 2 Рубина Л.Я. Указ.работа, с. 18-19.
- * Ленин В.И.Полн.собр.соч.,т.7, с.343.
- ^ Таблица составлена автором на основе: Народное хозяйство СССР. 1922-1982, с.32; Текущии архив Министерства высшего и среднего специального образования Таджикской ССР,1983 г.
- 3 БУткевич М.Н. Становление социальной однородности. - М.: Полит¬издат, 1982, с.231.
- ^ рубина Л.Я. Советское студенчество, с. 129.
- ^ Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.¡Издательство ЛГУ, 1968, с. 294.
- 3
- Леонтьев А.Н. Деятельность,Сознание.Личность. - М.: Политиздат, 1976, с. 105.
- ^ Бутенко А.П. Указ.работа, с. 175.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974, с.56-83.
- ^ Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978, с.123.
- 3 См.: Образ жизни современного студента, с.24-25.
- 1 Глезерман Г.Е. Соотношение объективных условий и субъективного фактора в стоительстве коммунизма.-М.:Знание, 1966, с.5.
- ^ Чагин Б.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. - М.: Мысль, 1968, с. 131-::32.
- 3
- Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистичес¬кого общества.- М.: Политиздат, 1973, с.46: Глезерман Г.Е. Рожде¬ние нового человека. - М.: Политиздат, 1982, с.52.
- ^ Попов Стойко. Сознание и социальная среда. - М.: Прогресс,' \ 1979, с.22.
- гглчгил !
- СС^' 1 п. Г. !;. г.'нп« <
- * Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.26, с.58.
- 2 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.II, с.16.
- ^ Чагин Б.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности.- М.: Мысль, 1968, с.30.
- 4 Цит. по: Приписнов В.И. Указ.работа, с.15.
- Капустин Е.И. Социалистический обоаз жизни, с. 44-45.
- 2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 136.
- 3 См.: СССР в цифрах в 1983 году, с.219.
- * Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г., с ■ 47 #
- 2 См.: СССР в цифрах в 1983 году, с. 225.
- ^ См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984г., с. 22-23.
- г Народное хозяйство СССР. 1922-1982, с. 47.
- ^ Ленинский Коммунистический союз молодежи Таджикистана. От съезда к съезду. - Душанбе, 1982, с. 77.
- ^ Студенческая группа. - М.: Молодая Гвардия, 1980,с.21.
- 2 Там же, с. 308-309
- 3
- XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Моло-
- Йежи, 18-21 мая 1982 г.: Стенографический отчет, т.2. - М.: олодая гвардия, 1982, с. 277.
- ^ Текущий архив ЦК ЛКСМ Таджикистана, 1984.
- * Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г., с. 57.
- ^ Правда, 1984, 7 июля
- 2 См.: Титма М.Х. Указ.работа, с.74.; Бутенко А.П. Указ.работа,с.43,