Семья, её место в формировании культурной личности средствами социально-культурной деятельности
Дипломная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Семья, её место в формировании культурной личности средствами социально-культурной деятельности"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 63 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность настоящего дипломного исследования. Семья является самой важной частицей общественной жизни. В ней сосредотачиваются все общественные процессы и проблемы: экономический кризис, политические конфликты и неудачные программы общественных реформ. Воздействие родителей на развитие ребёнка начинается сравнительно рано, когда податливость к восприятию образцов и ценностей высокая. На ее воздействие сказываются многочисленные факторы, влияние которых семья может ослаблять либо вообще исключать.
Современный человек должен быть не только подготовленным к культурной жизни, но и быть ее участником, к чему готовит его семья. Особенно существенным в социальном формировании человека выступает раннее детство, школьный возраст. Именно в этот период формируются основы культуры будущего гражданина. Данный факт диктует необходимость специального изучения семьи ребенка школьного возраста, а также ее воспитательной деятельности в области формирования и развития культурных ценностей.
Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры к «истине, благу и красоте». Зачастую от нее во многом зависит будет ли ее воспитанник придерживаться их в жизни. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни, какое отношение к «истине, благу и красоте» формирует она у своих детей.
Истоки осмысления ценностей жизни человека находят отражение в философских трудах Платона, ристотеля, Н.А. Бердяева, И. Канта, П.А. Флоренского, Г. Риккерт и др. Идеи, теоретические основы педагогики в работах И. Войнара, Дильтея, Б. Наврочиньского, С. Гессена, Б. Суходольского и др.
Социально-экономические перемены конца ХХ начала ХХI веков в России привели к трансформации общественно-политического строя, существенно повлияли на качество жизни почти каждой семьи. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в факторы, существенно влияющие на формирование культурных ценностей в семье. Последствия происшедшие в общественной среде, их влияние на семью и выполнению ею функции по сохранению и передачи культурных ценностей своим детям практически не получили достаточного исследования. Сложились противоречия между сложившимися новыми социально-педагогическими условиями в стране и недостаточной изученности их влияния на семью и ее воспитательной деятельностью; снижением роли семьи в сохранении национальных культурных ценностей и необходимостью обеспечения ее повышения; между изменившимися условиями жизни и необходимостью создания целенаправленной системы стимулирующей повышение культурного уровня семьи и ее деятельности по воспитанию подрастающего поколения и др. Изложенные противоречия определили проблему исследования: каковы место и роль современной семьи в сохранении культурных ценностей, а также пути и социально-педагогические условия повышения этой роли.
Цель исследования: анализ роли семьи в формировании культурных ценностей ребенка.
Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитательные возможности семьи, пути и социально-педагогические условия повышения ее воспитательной роли в формировании культурных ценностей ребенка.
Объект исследования: процесс формирования культурных ценностей подрастающего поколения в семье.
Гипотеза исследования. Одна из важнейших функций семьи является сохранение и передача культурных ценностей общества подрастающему поколению. Семья является важнейшим агентом формирования культурной личности. Активизация использования средств социально культурной деятельности в указном процессе позволяет повысить его эффективность.
В соответствие с целями и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Определить место и роль семьи в формировании культурных ценностей у своих детей.
2. Раскрыть сущность и содержание предпочтительной системы ценностей современной семьи.
3. Выявить основные группы факторов, существенно влияющих на удовлетворение и развитие культурных ценностей семьи и их трансформацию на подрастающее поколение.
4. Раскрыть потенциал семейного микроклимата, традиций, праздников, совместного досуга в формировании культурных потребностей детей.
5. Разработать модель наиболее благоприятного воспитания ребенка, формирования у него культурных ценностей.
Методологической основой исследования составляют: на философском уровне: идеи и положения о всеобщих взаимосвязях, раскрывающих единство и гармонию окружающего мира и человека в их эволюционном развитии; соотношение общего и единичного, целого и части; на общенаучном уровне: принципы и методы системного подхода, обеспечивающие изучение воспитательного пространства как целостной структуру в единстве взаимосвязанных тенденций интеграции и дифференциации; отдельные положения теории синергетики и их проявления в развитии социокультурной среды семьи и семейного воспитания; на конкретно-научном уровне: интегрированный подход в формировании культуры личности в современном обществе.
Теоретическая значимость исследования. Раскрыты место и роль семьи, как важного звена национальной и культурной идентичности, носительницы культуры, в формировании культурных ценностей подрастающего поколения. Она характеризуется социокультурной средой, выполняющей необходимые для развития общества функций, в том числе, передачи от старшего поколения младшему культурных ценностей, традиций и обычаев, отражающих историю народа, идеалы, устремления, верования и характер социальных отношений.
Научная новизна исследования. Полученные материалы могут использоваться в образовательных учреждениях в работе с родителями по повышению их роли в передаче культурных традиций и ценностей общества подрастающему поколению, приобщении их к многовековым религиозным традициям, духовному обогащению личности. Они могут быть использованы муниципальной администрацией в повышении нравственной культуры региона, приобщении различных лоев населения к культуре, традициям региона.
Теоретико-методологические основы семейной педагогики могут получить применении в изучении учебного курса «Социальная педагогика», в подготовке специалистов социальной педагогики по работе с семьей.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Роль семьи в формировании культурной личности
1.1. Роль семьи в формировании личности в целом детей
1.2. Эстетическое воспитание как важнейшая функция семьи
1.3. Социально - культурная деятельность в семье
Глава 2. Современные средства социально культурной деятельности, используемые семьей
2.1. Семья как субъект и объект реализации средств социально культурной деятельности
2.2. Состояние и проблемы эстетизации семейного досуга средствами художественной деятельности
Глава 3. Проблемы и перспективы формирования культурной личности в семье средствами социально культурной деятельности
3.1. Проблемы формирования культурной личности в семье средствами социально культурной деятельности
3.2. Перспективы формирования культурной личности в семье средствами социально культурной деятельности
3.3. Условия реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности в системе семейного воспитания
Заключение
Список литературы
Использованная литература
- Амелина А.Н. Формирование культурной личности в современном российском обществе. М.: ПРИОР, 2005 с
- Анисимова М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома . М, 2001
- Арнольдов А.И. Введение в культурология. М.: МР3 Пресс,
- Белогуров А.Ю.Семья в социокультурном и педагогическом измерении постиндустриального мира/Социологические исследования, 2004, № 11
- Гарданов М.К. История образования и развития осетинской семьи. М., 1945
- Гарданов М.К. Письма к молодежи М, 1956
- Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
- Иванова С.А. Молодежная культура и субкультура. М.: Смарт, 2005
- Кириллов А.С. Культурология. М.: Олма-пресс, 2005
- Ломонских А.Е. Формирование личности подростка средствами СКД. М.: Литера, 2005
- Миронов А.К. Культурология. М.: ПРИОР, 2004
- Опарина М.В. Молодежная культура и субкультура. М.: Олма-пресс, 2005
- Панова А.Е. Семейная педагогика. М.: ПРИОР, 2004
- Пименова А.Н. Воспитания нравственной личности в семье//Экспертиза, 2007, № 11
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред.Парамоновой Л.А. - М.Карапуз-Дидактика, 2004.
- Русская философия//Под ред.Амирова А.С. М.: Олма-пресс, 2006
- Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). - Майкоп, 2000.
- Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. - М., 1993.
- Хрестоматия по философии/Сост. Попов А.В. М., 1997
- Яковлев П.А. Эстетизация семейного досуга.- М.: ПРИОР, 2006