Эзотерические объединения в современной России
Дипломная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Эзотерические объединения в современной России"
Автор работы: Никулина А.В.
Страниц: 62 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы исследования. Эпоха научно-технического прогресса, обусловленная преимущественным развитием рационального мышления, послужила причиной снижения интереса к многим философским доктринам, заключающим в себе многовековой опыт специфического образного мышления, соотнесенного с практикой эзотерики.
Обращение к проблеме исследования современной городской эзотерической культуры, как специфического социокультурного явления, обусловлено необходимостью осмысления тенденций развития, трансформации и влияния эзотерических практик на формирование массового и индивидуального сознания. Таким образом, трудно переоценить актуальность представленной выше темы исследования, имеющей практическую и теоретическую значимость.
Степень научной разработанности темы исследования: данная тема, в частности, разработана следующими авторами: Харитонова В. И., Ожиганова А. А., Колесов Е. Н.,
Цель исследования: Раскрыть специфику бытия современной городской эзотерической культуры: на примере исследования масс-медиа.
Задачи исследования:
Проанализировать историю развития основных эзотерических учений.
Проанализировать современную популярную эзотерическую литературу.
Провести методическое исследование городских эзотерических практик: масс-медиа.
Выявить отношение студентов высших учебных заведений к современной городской эзотерической культуре.
Объект исследования: современная городская эзотерическая культура.
Предмет исследования: современная городская эзотерическая культура: исследование масс-медиа.
Гипотеза исследования: распространение эзотерической практики расширяет кругозор современной молодежи.
Проблема исследования: Противоречие между знанием о включенности студентов в эзотерические практики и незнанием о качестве влияния эзотерических масс-медиа на молодежь.
Методы исследования. Метод контент-анализа. Разработана анкета исследования (см. Приложение 1). Случайная, вероятностная. Отбор респондентов осуществлялся при помощи метода снежного кома.
Эмпирическая база исследования: Респонденты – это студенты московских вузов в возрасте от 18 до 25 лет, девушки и юноши в количестве 50 человек.
Интерпретация основных понятий
Астрология (от др.-греч. ἄστρον — звезда, и от др.-греч. λόγος — мысль, причина) — группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις — «знание») - религиозно-философский термин, обозначающий особое духовное знание и познание, доступное избранным мистически просветленным личностям. В византийской и эллинской культурах под гнозисом понималось особое знание или понимание бесконечного, божественного и вечного во всем и вовне всего, в отличие от знания конечного, естественного и материального мира, т.е. эпистемологического знания. Гностическое знание, в отличие от знания рационального и причинно-следственного, есть знание духовное, мистическое и интуитивное.
Каббала́ (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XИИ веке[1] и получившее распространение в XVИ веке[2]. Эзотерическая Каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения[1]. Каббала связанна с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.
Ка́рма (санскр. कर्म — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् ка́рман — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования.
Нирва́на (санскр. निर्वाण «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Освобождение от от страданий, свойственных сансаре.
Реинкарна́ция (греч. ρε-, «снова» и греч. ενσάρκωση, «воплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») – учение в некоторых религиозно-философских доктринах, согласно которому бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. В ряде традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию.
Эзотери́зм (от др.греч. ἐσωτερικός — внутренний) — философское мировоззрение, доступное лишь ограниченному кругу лиц. Это духовно-психологический путь познания истинных законов Вселенной и места человека в ней.
Экзотеризм (от греч. exoterиkos – внешний, англ. exoterиsm; нем. Ехоterиk) - учение, знания, доктрина, не представляющие тайны, предназначенные и для непосвященных.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается теоретической проработкой проблемы, опорой на методологические принципы, эмпирической проверкой полученных теоретических положений с использованием различных методов исследования, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость исследования: Основные положения могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблемам влияния нетрадиционных религиозных направлений на развитие культуры, а также в уточнении теоретико-методологических основ культурологии, религиоведения, философии культуры, философской антропологии и философии науки.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой литературы (60 источников) и приложения. Объем дипломной работы – 62 страницы.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Теоретические основы анализа современной городской эзотерической культуры: исследование масс-медиа………………………………9
1.1. Сравнение и интерпретация понятий «эзотеризм», «экзотеризм», «теософия», «оккультизм», «герметизм»…………………………………………..9
1.2. История эзотерики………………………………………………………11
1.3. Йога, как проявление современной городской эзотерической культуры…………………………………...........................………………………..31
Выводы первой главы………………………………………………………34
Глава II. Эмпирические основы анализа современной городской эзотерической культуры: исследование масс-медиа……………………………..36
2.1. Этапы и методики исследования…………………………………….36
2.2. Анализ полученных данных………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………..57
Список использованной литературы……………………………………….59
Использованная литература
- 1 Большой словарь эзотерических терминов - http://www.ezoezo.ru/
- Портал о магии - http://putиmaga.ru/forum/downloads.php?do=cat&иd=10
- Эзотерическая - http://perun.okиs.ru/text.html
- Эзотерическая философия - http://www.taynovedenиe.ru/ezonew/иndex.php
- Якунина А. – «Духовные учителя человечества» - http://www.taynovedenиe.ru/teachers/
- «Книга Зогар» - основной каббалистический источник, «Сефер Йецира», «Тора»
- Горбовский А. А. – «Загадки древнейших цивилизаций»
- Рерих Н. К. – музей Рериха
- Тайны и факты - http://www.mysterylиfe.ru/category/cиvиl/drugиe
- Бубер М. – «Два образа веры»
- Швейцер А. – «Мистика апостола Павла
- Ренан Э. – «Антихрист», «Апостолы»
- Ян Ван Райкенборг, Катароза де Петри – «Универсальный гнозис»
- Безант А. – «Эзотерическое христианство»
- Блаватская Е. – «Письма из пещер и дебрей Индостана», «Основы теософии»
- Августин Блаженный Аврелий – «О граде Божьем»
- Рериховская энциклопедия - http://www.roerиch-encyclopedиa.nm.ru/
- Карлсон М. – «Нет религии выше истины»
- Культурно-просветительный центр «Адамант» - http://www.lomonosov.org/иndex.html
- Безнат А. – «Строение космоса»
- Теософия в России – http://www.theosophy.ru/
- Лебедева Е. С. – «История российского теософского общества»
- Таевский Д. – «История религии» - http://relиgиon.babr.ru/sиnk/theos.htm
- Колесов Е. Н. «13 врат эзотерики. История эзотерических учений от Адама до наших дней»
- Леман А. – «Иллюстрированная история суеверий и волшебства»
- Летбитер – «Астральный план», «Ментальный план»
- Стульгинскис С. А. – «Космические легенды Востока»
- Шюре Э. – «Великие посвященные»
- Успенский П. Д. – «Новая модель вселенной»
- Кобзев А. И. «Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае»