Место образование
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Место образование"
Автор работы: Сергей Лебедев
Страниц: 31 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Учение, обучение, научение, образование и т. п. — понятия, термины, используемые для обозначения учебного процесса. Современная педагогика дает определенную интерпретацию понятий. Образование — сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Основное содержание образования составляет учение. Образование есть определенная система учебных и воспитательных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.
Если социальная философия, рассматривая образование как, социальное явление и социальную систему, исследует фундаментальные основы образования в системе: образование, общественное бытие и общественное сознание, то педагогика непосредственно изучает образовательный и воспитательный процессы во всех звеньях, методические и дидактические основы. Если психология имеет объектом образование как источник формирования личности, то политология, наука о политике рассматривает связи образования с политикой и идеологией. Экономическая теория основное внимание сосредоточивает на раскрытии сущности и материальной базы образования. И на долю социологии образования приходится самый- главный из всех объектов исследования — социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование через призму общественных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучающими и обучаемыми.
Образование — специфическая отрасль общественной жизни, важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности, формирования кадров работников для народного хозяйства, государственного и политического устройства, для всех сфер развития общества. На основе образования формируется и всесторонне развивается личность, ее основные качества, ее вхождение в жизнь.
В связи с этим и представляется актуальность данной работы в настоящее время.
Целью данного исследования является социология образования.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- становление и развитие социологии образования;
- методологические основы социологии образования;
- содержание и роль образования в жизни общества;
- взаимосвязь образования и общества.
Глава 1 Предмет и метод социологии образования
1.1. Становление и развитие социологи образования
Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в XVIII—XIХ вв.. в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Роберта Оуэна и Шарля Фурье, обосновавших связь обучения с производительным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений. Их взгляды стали основой разработки проблемы роли образования, в частности, воспитания в различных общественно-исторических условиях, осуществленное прогрессивными мыслителями XIX века. Ряд основополагающих идей о взаимодействии системы образования и общества нашли дальнейшее развитие в XX в, в концепциях социалистов, демократов, прогрессивных социологов. Еще в конце XIX в. американские философы Лестер Уорд и Джон Дьюи разрабатывают концепцию социологии образования—отрасли знания, изучающей систему образования, как социальный институт, ее взаимодействие с обществом (производством, социально-классовой структурой, идеологией, политикой, моралью и т. д.). Возникла концепция социологии образования в связи с теориями социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как общественного процесса.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1 Предмет и метод социологии образования 5
1.1. Становление и развитие социологи образования 5
1.2. Методологические основы социологии образования 7
Глава 2 Содержание и роль образования в жизни общества 12
2.1. Образование - социальное явление 12
2.2. Единство обучения и воспитания 14
2.3. Внеучебные сферы воспитания 18
2.4. Педагог и учащийся 20
Глава 3 Взаимозависимость образования и общества 22
3.1. Общественный строй и образование 22
3.2. Образование и идеология 24
3.3. Стратегия образования 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Использованная литература
- Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произ. - М., 1990. 171с.
- Гегель. Труды разных лет. Т. II, М., 1951. 256 с.
- Гельвеций Клод. О человеке. М., 1931. 268 с.
- Государственная национальная программа. Образование. Украина XXI век. К., 1994. 312 с.
- Макаренко А. С. О воспитании молодежи. М., 1951. 489 с.
- Материалисты Древней Греции; М., 1955. 295 с.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 2000. 244 с.
- Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. 687с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1988. 424 с.
- Ушинский К- Д- Избранные педагогические сочинения. М., 1953. 296 с.
- Данило Ж., Маркович. Общая социология. - М.: Владос, 1998.
- А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1999.
- Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.