Семья как социальный институт
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Семья как социальный институт"
Автор работы: Сергей Лебедев
Страниц: 16 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Социология семьи — отрасль социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. В отличие от ряда других отраслей социологии, в 70-х — начале 90-х годов социология семьи в Украине развивалась довольно успешно. Ведь семья призвана, с одной стороны, обеспечить физическое и духовное воспроизводство населения, то есть выполнить такую социальную функцию, которая не под силу ни одному социальному институту, а с другой,— семья выполняет хозяйственно-бытовые и другие социальные функции, выступает фактором формирования, переоценок ценностей и установок взрослого человека в процессе его жизнедеятельности. Учеными Украины, России, Белоруссии и др. изучается ряд важнейших проблем, связанных с репродуктивным поведением семьи, проблемами совмещения профессиональных ролей работающих женщин, распределением власти и обязанностей в обществе и т. д.
1. Семья как элемент социальной структуры общества
Что такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль семья играет в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие, в литературе можно найти разные определения семьи. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо отдельной науки, будет неполным. Не претендуя на абсолютную точность и исчерпывающую достаточность, скажем, что семья — это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий семейный бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени нужно, проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы.
Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование, как их измерить? Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Хорошая семья — один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой, здоровой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, все же ведущее место в нем принадлежит морали. Надо отметить, что многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей. Удачен лишь разумный брак, увлекателен—лишь безрассудный. Любой другой брак построен на низменном расчете.
Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак—это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.
Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:
— регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. В Украине, в России, Белоруссии и др. государствах есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака;
— морально оправданным есть лишь тот брак, который заключается по взаимное любви Как говорит пословица: «Без солнышка нельзя пробыть, без любви нельзя прожить»;
— решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него; советы родителей и друзей могут быть учтены, но не должны иметь решающего значения;
— необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак (готовность к полезному труду, к воспитанию детей и самообслуживанию). Жениться—это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое, увеличить свои обязанности.
Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод. Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба и любовь и семья не может больше выполнять свои функции, то расторжение брака есть нравственным Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло,— распад семьи
2. Историческое становление фамилистической культуры
В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства между супругами, недопустимость подчинения одного из них другому или попыток командования другим; забота и чуткость в отношениях между супругами и всеми членами семьи; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни, тактичности и разрешении встречающихся в семье противоречий; взаимопомощи во всех видах деятельности, в том числе в бытовом труде.
Требования взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов — основа, от которой зависит решение многочисленных больших и малых вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений, позиции и т. п. и т. д. Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы зависит не только от убеждения в его справедливости: это требование часто подвергается испытаниям, особенно в случаях большого разрыва в уровне духовного, политического и нравственного развития супругов и различия их общественного положения. Вот почему равенство в семье требует участия обоих супругов в общественно полезном труде, в общественной деятельности и домашнем труде, потому что только равное их участие создает благоприятные условия для такого же равного развития обоих супругов, для их духовной близости.
Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функций воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду. Или взять такую важную социальную проблему, как проблема заболеваемости и состояния здоровья населения. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а также привычки, навыки, установки по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит, подвижной образ жизни ведет или малоподвижной и т. д.— все это обычно начинается с семьи.
Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей также во многом определяется семьей. Именно она воспитывает вкусы, потребности, наклонности у представителей младшего поколения. Именно от семьи прежде всего зависит, насколько молодой человек умеет оставаться самим собой, противостоять неумной и разорительной моде и т. д. Каково качество специалиста, и, следовательно, какова эффективность его функционирования — это также во многом зависит от семьи. В семье закладываются привычки, традиции, нравственные отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие, теплая доброта или холодная корысть. Все это относится к социальной значимости семьи. Но семья обладает и персональной значимостью. Для большинства людей семья — это нормальная, необходимая среда обитания, существования. По данным зарубежных исследований, например, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. При чем это касается практически всех причин смертности: и в результате самоубийств, и в результате злоупотребления алкоголем, никотином или наркотиками и смертность от болезней, требующих длительного лечения. Особенно это относится к мужчинам. Так, в возрасте от 25 до 65 лет разведенные мужчины в два раза чаще прибегают к самоубийствам, чем семейные. Они же в 3,3 раза чаще умирают от цирроза печени и от рака, в 5,4 раза чаще — от диабета и туберкулеза и т. п.
Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Внимание к семье со стороны государства, науки, публицистики, общественного мнения возрастает. Процесс формирования семьи в столь трудные времена, переживаемые государством, усугубляется рядом обстоятельств. Еще не преодолены те традиции, которые мешают становлению семьи, не все еще достаточно осознали то новое, без чего невозможна предприимчивая семья. Ведь в течение многих десятилетий семья выступала лишь поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики, проводимой по принципу «общественное превыше всего». Государство решало за семью все. Отсюда и вторичность для государства тех функций, которые всегда декларировались: обучение, воспитание, охрана здоровья, повышение благосостояния и т. п. Полная зависимость семьи от государства сделала ее фактически беспомощной. Все это нуждается в изменении. Государство должно строить политику так, чтобы семья могла рассчитывать, прежде всего, на свои возможности. А собственные возможности могут появиться у семьи тогда, когда государством будут созданы для нее необходимые условия: экономические, социальные, правовые.
3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи
Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
— воспроизводства населения. Функция воспроизводства населения включает физическое (деторождение) и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье. На смену преимущественно экономическим стимулам деторождения в прошлом все ощутимее ныне приходит духовно-нравственные: глубинная морально-нравственная и психологическая потребность в своем ребенке, желание иметь его от любимого человека, стремление воспроизвести в детях себя, повторить вместе с ними жизненный путь, надежда и уверенность в предстоящем духовном родстве с детьми и внуками, скрепляющем кровнородственный союз, фамильную гордость;
Содержание работы
Введение 3
1. Семья как элемент социальной структуры общества 4
2. Историческое становление фамилистической культуры 5
3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи 7
4. Влияние семейной социализации на формирование личности 12
Заключение 15
Список литературы 16
Использованная литература
- Абдулатипов Н. Г. Человек, нация, общество. М., 1991.
- Антонов А. И., Борисов А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
- Аристова Н. Г. Специализация подрастающего поколения и семья//Семья и социальная структура. М., 1987.
- Бургьер А., Бестужев-Лада И. Семья//50:50. М., 1988.
- Гайеес А., Суворова Т. Любовь вне плана. М., 1990.
- Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
- Зацепин В. И. и др. Молодая семья. К., 1991.
- Митоян А. А. Потребительское поведение семьи. М., 1990.
- Синельников А. Б. Социально одобряемые причины развода//Социологические исследования. 1992, № 2.