Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема профессионализма в социальной работе включает в себя и проблему взаимодействия социального работника и клиента - пожалуй, одну из ключевых проблем. Исследования, проведенные в Российской Федерации, убедительно доказали, что нет и не может быть социального общения субъектов и объектов социального обслуживания вне исторических процессов, вне конкретной социально-экономической действительности. Рост социальных аномалий, увеличение перечня трудных жизненных ситуаций, возрастание дезадаптированности различных категорий населения не могут не вызывать изменения характера общения социальных работников и различных категорий клиентов.
Суть общения и взаимодействия социального работника и клиента можно определить в процессе информационно-инструментального, прежде всего речевого, общения. Типология общения социального работника и клиента может включать в себя такие компоненты, как общение в условиях социальной службы, общение по месту жительства, в квартире, где проживает клиент, в сельской или городской общине, на производстве, в трудовом коллективе, личностный тип общения (прежде всего в семье).
Следовательно, в общении и взаимодействии социального работника и клиента учитываются как личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-рулевой тип общения.
Социологический анализ социального взаимодействия работника и клиента позволяет понять, что в этом процессе, с одной стороны, происходит обмен материальными и духовными ценностями, а с другой стороны, реализуются внутренние силы клиента.
Тип общения, как правило, является отражением социальной рефлексии на социальные эксклюзии и конкретные ситуации, в которых находится не абстрактный, а реальный клиент социальной службы со своими проблемами.
Актуальность данной курсовой работы заключена в том, что характер взаимодействия социального работника и клиента во многом определяется тем, насколько глубоко и прочно специалист овладел методами и технологиями социальной работы.
Профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала всегда взаимодействует с клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов в области социальной диагностики, социальной профилактики или социальной реабилитации, социального патронажа или социальной терапии. Профессионал при любых обстоятельствах творчески применяет методы социальной работы, учитывая специфику своего клиента.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к личности клиента 5
§ 1.1. Феноменология понятия «клиент» 5
§ 1.2. Психологические подходы к клиенту 7
§ 1.2.1. Психодинамический подход к личности клиента 8
§ 1.2.2. Гуманистические подходы к клиенту 10
§ 1.3. Подходы к личности клиента в социальной работе 11
Глава 2. Социальное взаимодействие социального работника и клиента 18
§ 2.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента 18
§ 2.2. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом 22
§ 2.3. Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника 26
Глава 3. Критерии эффективности взаимодействия социального работника и клиента 30
Заключение 32
Список литературы 34
Использованная литература
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.,2004.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 2007.
- Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2006.
- Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 2002.-
- Варга А. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы / Профессионально-этические нормы социальной работы. - М., 2003.
- Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1.
- Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1.
- Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 2006. -№ 1.
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - СПб., 2007.
- Кейсмент П. Обучаясь у пациента. - СПб., 2007.
- Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. - М..2005.
- Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1.
- Лaвpeненкo И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. - 2006.-№2.-
- Мамардашвили М. Психологическая топология пути. - СПб., 1997.
- Морозова Н.А. Современные интегративные подходы к социальной работе. Социальная работа: история, теория и технологии // Под ред. И.Ф.Албеговой, В.В.Козлова. - Ярославль, 2005.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. - М., 2007.
- ПинкусА., МинаханА. Практика социальной работы. - М.: Союз, 2003.
- Психология личности и образ жизни. - М., 2007.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М., 1994.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 2000.
- Рыбакова Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. - 2006. - № 1.
- Солодовникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. - М., 2005.
- Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. - М., 2007.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. - М., 2003.