Проблема эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Проблема эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.3. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, логос - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.
Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб.
В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.
Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам. При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых люей. Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.
Глава 2. Проблема эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми
2.1. Понятие эмоционального сгорания и факторы вызывающие его
Термин синдром эмоционального сгорания впервые был использован З.Фрейдом для определения усталости, которую испытывали социальные работники США. Сгорание является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, если эти люди находятся в состоянии беспокойства или страдают от эмоциональных проблем. Вначале количество профессий, подверженных риску сгорания было небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных организаций. Позднее, специальные исследования позволили расширить группу риска и включить в нее профессии, связанные с интенсивным общением и контролем, которые являются инструментом работы (психологи, учителя, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней). Наиболее подвержены синдрому сгорания представители социальной сферы.
При синдроме сорания наблюдается расстройство не личности, а рабочей роли. Это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями, обеспечивающими противостояние стрессу. Общий перечень симптомов синдрома сгорания включает: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к самой работе, негативное отношение к клиентам, скудность репертуара рабочих действий, злоупотребление транквилизаторами, отсутствие аппетита или переедание, негативная Я-концепция, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, гнев), депрессия, (переживание чувства безнадежности и бессмысленности, пессимизма, апатии, вины. Все приведенные симптомы можно объединить в три группы: эмоциональное истощение, деперсонализация (ухудшение отношений с клиентами), и как следствие, сокращенная профессиональная реализация.
Эмоциональное истощение. Работник социальной сферы слишком сильно вовлекается в деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не в состоянии удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентами. Бывает, что ему негде пополнить запас собственной адаптационной энергии. И он начинает чувствовать себя не способным работать с другими (Я потерял способность.., У меня больше нет сил работать с другими..). Часто работник социальной сферы пытается не вовлекаться во взаимодействие с клиентами или вовлечься в эмоциональные отношения настолько, насколько это требуется, чтобы выполнить работу. Соблюдение дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно такая броня становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее. Наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на развитие второго симптома деперсонализации.
Содержание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми и старыми людьми 5
1.1. Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника 6
1.2. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых и старых людей 10
1.3. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми 13
Глава 2. Проблема эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми 16
2.1. Понятие эмоционального сгорания и факторы вызывающие его 16
2.2. Стадии эмоционального сгорания 20
2.3. Эмоциональное сгорание работников социальной сферы 23
Глава 3. Опыт социальной работы с пожилыми в зарубежных странах 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ¬но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по¬жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль¬ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци¬альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
Профессиональное становление специалиста сложный, не¬прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен¬ность о своей будущей специальности способствует развитию ак¬тивности студента, формированию личностной модели самодви¬жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
Термин синдром эмоционального сгорания впервые был использован З.Фрейдом для определения усталости, которую испытывали социальные работники США. Сгорание является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, если эти люди находятся в состоянии беспокойства или страдают от эмоциональных проблем. Вначале количество профессий, подверженных риску сгорания было небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных организаций. Позднее, специальные исследования позволили расширить группу риска и включить в нее профессии, связанные с интенсивным общением и контролем, которые являются инструментом работы (психологи, учителя, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней). Наиболее подвержены синдрому сгорания представители социальной сферы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро¬сов социальной работы вопрос эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми.
Отсюда и цель нашей работы: охарактеризовать основные аспекты эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми.
Объект исследования: особенности работы в социальной сфере.
Задачи исследования:
- изучить требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых и старых людей;
- рассмотреть основные аспекты деонтологии;
- выявить проблемы эмоционального сгорания в социальной работе с пожилыми;
- изучить зарубежный опыт социальной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.
Глава 1. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми и старыми людьми
Развитие процессов глобализации, специфически проявляющихся в различных сферах жизни государства и общества, ставит перед государствами значительное число общих для них всех проблем. Одной из таких проблем является проблема старения населения, значительного снижения числа занятых в производственной сфере людей и возрастание численности тех, кто требует социальной защиты различного рода, в том числе - и материальной поддержки.
Различные страны по-разному подходят к социальной защите лиц пожилого возраста, учитывая сложившийся национальный менталитет, традиции, опыт развития социальной работы и уровень подготовки кадров социальных работников, их статус в обществе, степень экономического развития страны и т.д. Этот опыт является достоянием и других стран, которые в настощее время ищут пути решения проблемы старения населения и создания для тех, кто достиг пенсионного возраста, условий благополучной жизни не на принципах «спокойного доживания», а на основе полнокровного участия в жизни общества в силу своих возможностей и желаний.
Россия активно участвует в этом поиске. Свидетельством этому является принятие ею основных международных документов, связанных с социальной политикой в отношении пожилых людей, формирование проекта Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года, разработка ряда ведомственных документов Министерства труда и социального развития по различным вопросам ее реализации, созданная в стране система органов социальной защиты населения и т.д.
Несмотря на имеющиеся крупные недостатки в этой работе, Правительство РФ в целом, и Минтруда в частности прилагают значительные усилия для ее совершенствования. Такое положение дел следует считать фактом социальной практики настоящего времени.
1.1. Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника
Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми.
Это, прежде всего:
1. оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
2. помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
3. защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
4. способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
5. использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения.
Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:
1. создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
2. выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
3. опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
4. содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
5. наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
6. общаться вербально и письменно;
7. организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
8. вести переговоры, выступать по радио и т.д.
Поле деятельности социального работника очень широко:
1. в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;
2. содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;
3. помогает в семейном воспитании;
4. проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;
5. участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;
6. работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения и т.д.
Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества.
Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, играть множество ролей.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.
Т.е. общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник-группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, т.к. в конечном счете самым главным является конкретный человек.
Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников.
К ним относятся:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
3. Умение создать и развивать отношения.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
5. Умение добиться доверия подопечных.
6. Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.
7. Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
8. Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
9. Умение налаживать межинституциональные связи.
10. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
11. Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.
В работе с персоналом необходимо осуществлять индивидуальный подход к людям на основе не только глубокого изучения личных и профессионально-деловых качеств, но и выявления интересов и потребностей, создавая условия для всемерного развития творческих способностей и максимальной трудовой отдачи.
Следует также проводить оценку работы персонала социальных служб. При этом очень важно, чтобы она была объективной т.к. это поможет избежать ошибок и рационально использовать каждого работника.
В ее основу должны быть положены принципы:
1. Объективность и независимость.
2. Увязывание результатов оценки с профессиональным ростом, материальным положением и социальным статусом оцениваемого.
Чтобы аттестация проходила на высоком организационно-методическом уровне целесообразно использовать методы экспертных оценок, тестирование.
Очень важно, чтобы в социальном менеджменте были развиты такие направления как:
1. формализация методов и систем отбора социальных работников;
2. разработка научного подхода к анализу потребностей в управленческом персонале;
3. отбор и обучение способных работников.
Использованная литература
- Нормативно правовые документы
- Конституция Российской Федерации. 2005 г.
- Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
- Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ "Об осно¬вах социального обслуживания населения в Российской Феде¬рации".
- Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребе¬нии и похоронном деле".
- Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ.
- Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О госу¬дарственной социальной помощи".
- Постановление Правительства РФ от 29.01.2007 г. № 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2005-2007 годы". СЗ РФ. 2007 г. № 6.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предостав¬ляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государс¬твенными и муниципальными учреждениями социального об¬служивания".
- Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг.
- Библиографический
- Аленикова С. М. Методика оценки степени нуждаемос¬ти граждан в социальном обслуживании на дому //Социальное обслуживание. 2004. №1.
- Беленькая И. Г. Социальная геронто¬логия: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. 541с.
- Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Ралон, пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2007. 112 с.
- Демидова Т.Е. «Современные теории и модели социальной работы» М: - Институт социальной работы, 2005. 184 с.
- Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтоло¬гия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА . 2004. 414 с.
- Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 111 с.
- Журнал «Социальная работа» - № 1, 2008 г.; № 4, 2007 г.
- Зарубежный опыт социальной работы в рамках сравнительной благотворительности. Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. М: - АСМИ, 2000 г. 170 с.
- Карюхин Э.В. Старение населения: демографические показатели // Клиническая геронтология. 2007. № 1.
- КравченкоА.И. Социальная работа 6 М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. 412 с.
- Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. Москва. 2002. 871 с.
- Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. Под ред. М.Доэла, С.Шардлоу. - М., 2007. 416 с.
- Пожилые люди - взгляд в XXI век. - Н. Новгород: Изд. НИСОЦ, 2000. 312 с.
- Сотникова Н. Организация социального ухода на дому в условиях малого города // Социальная работа. 2004. № 1.
- Социальная защита: профессионализм, партнерство, ответственность: Материалы межрегиональной научно-прак¬тической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р. И. Еруслановой. Чебоксары: ИНИОН РАН РФ, 2005. 518 с.
- Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/отв. ред. д. и. н., проф., А.С. Сорвина. - М., 2001. 265 с.
- Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учеб. по¬ собие. М.: ИТК "Дашков и Ко", 2004. 498 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людь¬ми: Учеб. пособие.-М., 2002. 183 с.
- Яцемирская Р.С., Хохлова Л.Н. Социально-демографичес¬кая ситуация в современной России // Проблемы старо¬сти: духовные, медицинские и социальные аспекты. М., 2007. 651 с.