Мифология. Место и роль в развитии философской мысли
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Мифология. Место и роль в развитии философской мысли"
Автор работы: Елена Рабощук
Страниц: 14 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Что такое мифология, причины её возникновения, её ценности и содержание
Мифология - это сказания или предания многообразных народов мира, показывающие природу и весь охватывающий древних людей предметов, как живых существ, обладающих магическими свойствами и огромной силой. Так же содержит в себе рассказы о героях, берущих место между людьми и богами, которые производили деяния недоступные обычным людям.
Первые попытки разумного переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем превалировало аллегорическое объяснение мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые испытывали в ней формулирование чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.
Первые стремления сравнительной мифологии были стимулированы открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.
В философии Вико оригинальность "божественной поэзии" мифа соединяется с отсталыми и специфическими формами мышления, сравнимыми почти с детской психологией. Философия мифа Вико заключала в зародыше почти все главные последующие назначения в изучении мифологии .
Деятели французского Просвещения анализировали мифологию как продукт необразованности и одурачивания, как суеверие. Романтическая философия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифологию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене аллегорического истолкования символическим.
Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные магистральные школы изучения мифа.
Первая из них основывалась на достижении научного сравнительно-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.). Согласно точке зрения Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Позже эта концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа заработал плодотворное формирование.
Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, - сформировалась в Великобритании в итоге первых научных шагов сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со своеобразной первобытной наукой, делающейся якобы не более чем пережитком с формированием культуры и не обладающей самостоятельными значениями.
Обстоятельные поправки в эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии.
Позднее интерес в изучении мифологии сместился в область специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление "дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он относил: несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим); закон партиципации; неоднородность пространства; качественный характер представлений о времени и др .
Символическая теория мифа, развитая Кассирером, Бартом углубила соображение интеллектуальной оригинальности мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир. В современном мире изучение мифа продолжается.
Содержание работы
Введение 3
Что такое мифология, причины её возникновения, её ценности и содержание 5
Основные формы проявления мифов и их содержание 8
Существуют ли мифы в современных условиях, если да, то почему 10
Заключение 14
Список литературы 15
Использованная литература
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М., 2008.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 2008.
- Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ.- М., 2010
- Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. - М.: Градарики, 2009.
- Жирмунский В.М. Народный героический эпос - Ленинград: Гослитиздат, 2008.
- Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея,2008
- Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2010.