Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Философия Сократа

Философия Сократа

МГУ

Реферат по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Философия Сократа"




Автор работы: Елена
Страниц: 20 шт.



Год:2012

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. Жизнь и творчество Сократа

Величайшей софист и противник софистов, родоначальник антропологической ориентированной философии, учитель, древнегреческий философ – Сократ. Родился великий философ примерно 470 г. до н.э. – 399 г. до н.э. Сократ не оставил работ, так как ничего не писал. В основном с его идеями можно познакомиться по работам его великого ученика – Платона. Сократ, его жизнь и смерть стали символом философии .

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал — окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.

Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Философ полагал, что разум разлит по всей Вселенной, что человеческий разум составляет лишь ничтожную долю общего разума. В доказательство бытия высшего Разума Сократ ссылался на порядок во Вселенной, на соответствие человеческих органов чувств явлениям природы: глаза созданы для зрения, уши – для слуха и т.д. и т.п.

В отличие от софистов, философ Сократ не демонстрировал свое превосходство над окружающими; он стремился научить их распознавать под маской всезнания невежество. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе.

Метод, который философ избрал для решения этой непростой задачи, – ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Вначале он как бы моделирует исходную оппозицию: признается в собственном незнании и дает возможность собеседнику утвердиться в своем убеждении. Затем с помощью хитроумных вопросов подводит собеседника к диаметрально противоположному представлению, чтобы тот увидел духовное превосходство его и собственное невежество. Цель иронии – не разрушение нравственных устоев; напротив, в результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Путь самостоятельного открытия истины человеком Философ называл майевтикой (буквально – повивальным искусством). Майевтика – это «роды души, а не тела», это путь рождения истины, на который встает сам человек с помощью учителя.

Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий – это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями, над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает он, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье и есть осознанная добродетель.

Философия должна стать учением о том, как человеку жить, философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом – высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало. Только когда Единое станет целью человека, будет представлено в форме понятия, оно составит его счастье.

Такое сближение знания и нравственности вызвало много возражений мыслителей последующих эпох. Однако этический рационализм Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии. Человек еще не окрепшей социальности не без помощи софистов остался в одиночестве, стал пленником своих страстей, стал бояться самого себя.

Принципы Сократа, утверждение, что человек должен руководствоваться, прежде всего, велениями своего разума и совести, а не правилами, устанавливаемыми извне, т. е. государством, тем более таким, в котором правят отнюдь не лучшие, естественно, привели его к столкновению с афинским государством. Он был обвинен в развращении юношества и казнен. Впоследствии, естественно, посмертно был оправдан. Образ его вошел в сознание последующих поколений как высочайший пример честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всего.

Содержание работы

Введение 3

1. Жизнь и творчество Сократа 5

2. Суть сократовського поворота от натурфилософии к человеку 8

3. Антропология, этика, истина, нравственность, добродетель в понимании Сократа 15

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Использованная литература

  1. Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2009. - 548 с.
  2. Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 352 с.
  3. Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2008. - 267 с.
  4. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2010. - 214 с.
  5. Л.Е. Балашов Занимательная философия — М., 2008.
  6. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2007. - 655 с.
  7. П.В. Алексеев, А.В. Панин «Философия». Издательство Проспект, издательство московского университета 2009
  8. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. - М.: Астрель, 2008. - 176 с.
  9. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2010. - 52 C.
  10. Сократ. «Познай самого себя» http://www.intencia.ru/Pages-print-94.html


Другие похожие работы