Европейская философия Средневековья. Религиозный характер, изменение социальных функций философии в Средние века. Учение Августина, Патристика, философия А
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Европейская философия Средневековья. Религиозный характер, изменение социальных функций философии в Средние века. Учение Августина, Патристика, философия А"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 19 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Религиозный характер, изменение социальных функций философии в средние века
Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и философии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм. Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддрживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова «сreаtio», что значит «сотворение»). Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и из человека и передается богу. В средневековой философии космос поэтому не есть самодовлеющее и вечное бытие, каким считали его многие из греческих философов.
Содержание работы
Введение3
Религиозный характер, изменение
социальных функций философии в средние века....4
Учение Августина Блаженного, патристика.8
Философия Фомы Аквинского...14
Заключение.18
Список использованной литературы20
Введение
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Отличительным признаком является тесная связь с теологическим учением христианства, которое с возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение "бог - человек" рассматриваются различные вопросы: устройство мироздания, место в нем человека, система морально-ценностных представлений. Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер (гр. «theos» - бог), а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. По мнению просвещенных кругов того времени, философия приобретает статус "служанки богословия". Но и в этих условиях осуществляется такая собственно философская функция как сомнение, т.е. установка на рационалистический анализ различных толкований вероисповедных положений с целью нахождения истины. В развитии средневековой философии выделяются два основных периода: патристика и схоластика. Патристика (лат. «pater» - отец) - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (т.н. отцов церкви). Схоластика (лат. «scholastica» - школьный, ученый) - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII вв.).
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.
- Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия: учебник. М.. 1996.
- Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т.1. Ч.2.
- Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997.
- Краткий очерк истории философии. М., 1981.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
- Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.
- Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие для философских факультетов и отделений ун-тов. М., 1979.
- Философия. Учебное пособие // под общ. ред. Козела А.А. Мн., 2006.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М., 1991.