Стихийная диалектика в античной философии
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Стихийная диалектика в античной философии"
Автор работы: Юлия
Страниц: 19 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность данной темы определяется тем, что в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновение мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двух основных форм бытия – материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия. Результаты исследований античных мыслителей существенно повлияли на дальнейшее развитие философской мысли во всем мире.
Возникновение античной философии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. – часть того социально-духовного движения, которое характеризовалось как «движение от мифа к логосу». Это переход от мифологического отождествления материального с идеальным, субъективного с объективным, воображаемого с реальным к новому, более абстрактному мышлению, связанному с общими представлениями о мире, оформленными в философских категориях.
Античный «логос» – неразделимое единство слова и мысли, позволил сформулировать первые обобщения многообразного индивидуального, социального и политического опыта людей. Кроме того, переход от мифа к «логосу» побуждался начальными элементами научного знания, заимствованными из источников Древнего Востока (математика, астрономия) и получившими развитие и переосмысление в Греции.
В самой Элладе в этот период также формировались ростки практического и научного знания в результате развития хозяйства, мореплавания, географии, истории и медицины. Все это подтачивало и, в конце концов, разрушило устои мифологического образа мысли. Совокупность этих знаний, не готовых еще оформиться в полной мере в научные дисциплины, образовала единую систему знания, которая и получила название философии.
Первоначально она представляла собой разрешение противоречия между мифом и зарождавшейся наукой, синтез обобщающе-мировоззренческой установки мифа и наблюдательно-познавательной позиции зарождавшейся науки. Поэтому философы VII-VI вв. до н.э. не могут считаться ни «физиками», хотя именно так они называли порой самих себя, ни «теологами». Они формируют систему категорий, сочетавшую, пусть еще весьма наивно и несовершенно, новый рациональный подход к явлениям природы и общества со смелыми мировоззренческими обобщениями, прокладывавшими путь к дальнейшему развитию человеческого знания.
Содержание работы
Введение 3
1. Становление древнегреческой философии 5
1.1. Милетская школа 5
1.2. Диалектика Гераклита 7
1.3. Пифагорейская диалектика 9
1.4. Элейская школа 10
1.5. Древнегреческие атомисты 11
2. Классический век древнегреческой философии 13
2.1. Сократ. Диалектика и софистика в древнегреческой философии 13
2.2. Платон. Диалектика бытия и познания 15
2.3. Философия Аристотеля 17
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Использованная литература
- Алексеев П.В. История философии. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
- Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. – 480 с.
- Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
- Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
- Налетов И.З. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
- Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
- Шуков В.А. Апология свободомыслия Сократа//Вопросы философии. – 2001. – №12. – С. 140-152.