Диалектика как учение о развитии и метод познания
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Диалектика как учение о развитии и метод познания"
Автор работы: Клюс Дмитрий Викторович
Страниц: 23 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику, как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. [6, С. 32]
Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусством представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы диалектикой называли искусство спора. [6, С. 37]
Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические.
В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.
Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин “Д” употреблялся в самых различных значениях.
Иоанн Скотт называл диалектикой, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении “логика”, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования. В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Идеи развития и ее роль в философской традиции. Понятие развития ……….5
2. Понимание диалектики как учение об универсальных связях и разви¬тии. Основные законы диалектики. Противоречие как процесс. Механизм действия закона перехода количественных изменений в качественные. Типы и виды спирали. Взаимосвязь всеобщих законов развития ………………………………..7
3. Парные категории в философии, их связь со всеобщими законами развития.
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………..17
Принципы диалектики………………………………………………………………..19
Основные законы диалектики ……………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………23
Использованная литература
- Гегель, Соч., т. 1, Инфра. — 1994, - 221, 224, 256 С.
- Диалектический и исторический материализм / Под ред. А. Г. Мысливченко, А.П. Шептулина. – 2-е изд перераб. и доп., – М.: Политиздат, 1988.
- Ленин В. И. Философские тетради. К вопросу о диалектике // Поли. собр. соч., Т.29.-16-322 С.
- Очерки по диалектическому материализму. – М., 1985.
- Канке В.А. Учебник для ВУЗов.- 2-е изд.- М.: «Логос», 1998.
- Философия. Учебник для ВУЗов. Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Теис, 1996.-32, 37 С.
- Философия. Учебник для ВУЗов/ под ред. проф. Лавриненко В.Н.-55 С.
- Философия: Учебник/ под ред. В.Д. Губина.- М.: Русское слово, 1998.- 79, 134, 147 С.
- Философия. Учебник. В.Г. Кузнецов и др. Серия «Высшее образование».- М.: ИНФРА, 1999.- 69, 113 С.
- Ф.Энгельс, “Анти - Дюринг, М., 1957.