Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Внутренний человек в русской языковой картине мира.

Внутренний человек в русской языковой картине мира.

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Внутренний человек в русской языковой картине мира."




Автор работы: Орлов Александр
Страниц: 98 шт.



Год:2011

Цена всего:15000 рублей

Цена:16000 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Настоящая диссертационная работа выполнена в русле лингвоантропологических

исследований и посвящена изучению внутреннего человека (человека во всем

многообразии его психических состояний, действий, реакций, характеристик) как

фрагмента русской языковой картины мира (ЯКМ) и вместе с тем как особой

ипостаси целостного языкового образа человека - в аспекте его категориальных

семантических репрезентаций, их образно-ассоциативного потенциала и основных

прагмастилистических характеристик.

Исходная идея исследования – признание наивно-психологической природы

представлений носителей естественного языка об устройстве и функционировании

психики человека. Соответствующие этим наивным представлениям семантические

категории (СК) пространства, субъекта, объекта, инструмента рассматриваются как

косвенные (образно-ассоциативные) и прагмастилистически

маркированные способы репрезентации явлений человеческой психики в русской

ЯКМ.

Общепризнанно, что внутренний мир человека - это уникальный объект познания. Его

уникальность заключается в опосредованной наблюдаемости и недостаточной

эмпирической уловимости. Несмотря на то, что «для каждого вполне очевидно

существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме

мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего»,

даже психология - наука, сфокусировавшая все свое внимание на человеческой

психике, не может сделать эту реальность объектом непосредственного

исследования: «приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно

- делать выводы о собственной психике» [Словарь психолога-практика 2001: 585].

Как ни в какой другой концептуальной области, в сфере психического всё

гипотетично, вторично, интерпретативно, субъективно. Психология, философия,

вненаучная (художественная, религиозно-мифологическая, народно-поэтическая) и

донаучная (житейская) мысль каждая по-своему обобщает и интерпретирует эту

субъективную реальность. (Лингвокультурологический комментарий к понятию

«внутренний человек» на материале философии, психологии, отечественной

словесности и филологии представлен в приложении.) Своеобразно репрезентируется

внутренний мир человека и в естественном языке, поскольку, как утверждают

исследователи, «язык - это не только знаковая система, приспособленная к

передаче сообщений, но и компонент сознания человека и как таковой участвует в

сотворении мира психики и знания» [Телия 1987: 65].

Категориальный семантический подход к описанию языковой репрезентации явлений

внутреннего мира человека позволяет интегрировать, систематизировать средства

разных языковых уровней (лексико-семантического, семантико-синтаксического,

функционально-прагматического) по их общему назначению, а именно функции

образно-ассоциативной интерпретации психических феноменов с целью их

оценочно-экспрессивного, изобразительно и прагматически убедительного,

стилистически мотивированного воплощения.

В диссертации исследуется ряд универсальных когнитивных и вместе с тем

межуровневых семантических категорий, наиболее насыщенных в русском языке

образными смыслами и ассоциациями: категории пространства, субъекта, объекта

и инструмента. Посредством этих категорий события, явления внутренней жизни

человека уподобляются внешнему – физическому, природному и социальному миру,

его процессуальным (и шире – событийным) и пространственно-предметным

характеристикам. Отмечая эту изобразительную доминанту в описаниях

внутреннего человека, исследователи (В.Н. Телия, А.Д. Шмелев, Н.Д.

Арутюнова, М.П. Одинцова, Е.С. Никитина, Л.Б. Никитина, Е.В. Урысон, Е.М.

Вольф, М.В. Пименова, Ю.Д. Апресян и др.) обращают внимание на национально-

культурную природу той системы стереотипных и индивидуальных семантических

образов-ассоциаций, которые переносятся из внешнего для человека мира во

внутренний, на безграничные возможности их развертывания, трансформаций,

сочетаний, на их прагмастилистическое разнообразие.

Содержание работы

Введение.............................4

Глава 1. Теоретические основы интегративного категориально-семантического

описания языковой картины внутреннего мира

человека.. ...............................21

1. 1. Существующие подходы к описанию семантического пространства внутреннего

человека, их взаимодополнительность..........21

1. 2. Категории и категоризация в семантических описаниях

языка, науке и философии. Определение межуровневой семантической

категории как инструмента интерпретации и языковой репрезентации внутреннего

мира человека............................35

1. 3. Прагмастилистический аспект описания изучения языкового образа

внутреннего человека..........................72

Выводы.............................83

Глава 2. Семантическая категория пространства как способ языковой

репрезентации внутреннего человека: образно-ассоциативный и

прагмастилистический потенциал.....................85

2.1. Лексико-грамматическая база пространственных образов внутреннего

человека....................................85

2.2. Структура, образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал

семантической категории и субкатегории пространства внутреннего

человека........................................89

2.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал основных

пропозитивных семантических моделей пространственной репрезентации

внутреннего человека......................94

Выводы...........................117

Глава 3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал актантных

семантических категорий и субкатегории языковой репрезентации внутреннего

человека....................119

3.1. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической

категории и субкатегории субъекта.........119

3.2. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической

категории и субкатегории инструмента............139

3.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической

категории и субкатегории объекта...........151

Выводы .........................154

Заключение... ..........................156

Библиографический список.....................169

Список источников эмпирического материала .............187

Список сокращений.........................189

Приложение..............................190

Использованная литература

  1. [1] Пример Е.Н. Урысон, см.: Урысон
  2. Е.В. Фундаментальные способности человека .// ВЯ. 1995. № 3. С.7
  3. [2] Терминологическое сочетание
  4. "внутренний" человек в лингвистической литературе может трактоваться широко –
  5. как вся сфера человеческого сознания, все многообразие психических процессов
  6. (М.П. Одинцова, Е.Г. Эткинд) и узко – как один из ракурсов изображения
  7. внутреннего мира (М.В. Пименова).
  8. [3] Пример из ст.: Одинцова М.П.
  9. Языковые образы человека // Язык. Человек. Картина мира: Лингвистические и
  10. философские очерки (на материале русского языка) Ч. 1. Омск: Омск. ун-т, 2000.
  11. С.19.
  12. научной конференции ("Семантически категории и методы их изучения"),
  13. прошедшей в 1985 г. в Уфе.
  14. [5] Пример заимствован из кн.: [Шведова, Белоусова, 1995].
  15. [6] Пример П.А. Леканта, см.: [Касаткин 1995, с. 330].
  16. [7] Пример заимствован из ст.: [Одинцова, 2002].
  17. [8] В исследовании использована
  18. типология оценочных значений, разработанная Н.Д. Арутюновой, см.: [Арутюнова
  19. 1988: 75-77].
  20. [9] Этим термином, введенным А.
  21. Вежбицкой, называют конструкции, в которых денотативный субъект (лицо)
  22. выступает в грамматической форме косвенных падежей, предикат выражен категорией
  23. состояния или инфинитивом [Вежбицкая 1996].
  24. [10] Хараш А. Вдвоем с самим собой // Знание – сила. 1994. №. 8.
  25. [11] Булычев К. Сквозь призму
  26. увеличительного стекла фантастики // Детская . 1986. № 7. С. 48.


Другие похожие работы