Философия Сократа
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия Сократа"
Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась. Философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основании которых человек познает себя и мир.
На протяжении 6-4 в.в. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония).
Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется.
Предшественников Сократа (натурфилософов), условно, можно классифицировать следующим образом:
- Школы и направления, считающие, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь. К ним относится, в частности, Анаксимандр;
- Пифагорейцы видели основу мира в математических числах;
- Элеаты усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами;
- Атомисты считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы, различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.
Наши сведения об учении Сократа не надежны. Сам философ, активно вступавший в различные дискуссии, принципиально ничего не записывал. В знаменитом диалоге Платона «Федр» Сократ выступает против Тевта, которому египтяне приписывали изобретение письма. Сократ высказывается против этого: письмо делает знание поверхностным, мешает глубокому внутреннему усвоению; буквы мертвы, и сколько их ни спрашивай, они говорят все время одно и то же. К тому же, благодаря всеобщей грамотности знания доступны всем, что также, по мнению философа, является серьезным недостаком. Философ предпочитал писанному монологу устный диалог. Поэтому все, что мы знаем о великом философе, мы знаем понаслышке, главным образом от его учеников — Ксенофонта и Платона. Первый посвятил своему учителю и его учению свои произведения «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Второй вообще, почти всю свою философскую систему приписал учителю, так, что иногда трудно сказать, где заканчивается Сократ, а где начинается Платон .
Содержание работы
В В Е Д Е Н И Е
Введение 3
1. Философские школы досократовской эпохи. 5
2. Основные идеи философского учения Сократа. 9
3. Влияние Сократа на дальнейшее развитие философии. 12
Заключение. 14
Список использованной литературы 16
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия: учебник. М.. 1996.
- Ильин В.В. История философии. М., 2005.
- История философии. Учебник для высших учебных заведений. // под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.
- Джохадзе Д. В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977.
- Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997 г.
- Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. М., 2000.
- Корявко Г.Е.Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М., 1990.
- Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.
- Основы философии. // под ред. Несмеянова Е.Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.
- Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии. СПб., 2000.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.