Основные проблемы философии
Шпаргалка по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Основные проблемы философии"
Автор работы: Галина
Страниц: 75 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Мировоззрение и его функции в жизни человека
Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и его место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смысле слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этических, эстетических и т.д. Второй задан пред¬метной направленностью той или иной формы культуры (мифологией, рели¬гией, наукой и т.д.) Термин «мировоззрение» появился в философии в конце XVIIIв., а широкое распространение получили лишь в XIX в.
Для мировоззрения характерны следующие черты:
- активная форма знания, определяющая жизненную позицию и про-граммы деятельности человека;
- целостность, увязывающая три базовых элемента: человек мир от-ношения между ними;
3. Основной вопрос философии и его две стороны
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит по¬строение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии онтоло¬гическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии за-ключается в постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: по¬знаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
5. Философское понимание материи
В философском понятии материи можно выделить несколько аспектов:
1. Логический. Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обо¬значеия некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противо¬положное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки - как естесствознание.
2. Онтологический. Это объективная реальность,
7. Пространство и время
Время и пространство основные формы существования ма¬терии. Фило¬софию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознании человека. Фи¬лософы-идеалисты игнорируют объективный характер времени и простран¬ства ставят их в зави¬симость от индивидуального сознания, рассматривают как априорные формы чувственного созерцания или как категории абсолют¬ного духа. Мате-риализм подчеркивает объективный характер времени и про¬странства, отрицает вневременную и внепространственную ре¬альность.
Время и пространство неотделимы от материи. В этом проявляются их универсальность и всеобщность. Пространство трехмерно, время имеет только одно измерение; пространство выражает порядок расположения одно¬временно сосуществую¬щих объектов, время последовательность сущест¬вования сме¬няющих друг друга явлений. Время необратимо, т. е. всякий мате¬
9. Явление и сущность
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предмет¬ного мира и его познание человеком, это универсальные объективные харак¬теристики предметного мира; в процессе познания они выступают как сту¬пени постижения объекта.
Сущность это такая сторона предмета, которая определяет в данном от¬ношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодейст¬вии с другими предметами.
12. Содержание и форма
Содержание и форма философские категории, свойственные любому явлению.
Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет един¬ство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та ор¬ганизация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции.
13. Возможность действительность
Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность - есть объективно существующая тенденция развития пред¬мета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития пред¬мета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономер-ности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
Возможность и действительность - это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи, также это соотносительные категории, выражающие диа¬лектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каж¬дого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действи¬тель¬ность. Какая из возможностей превратится в действительность - это за¬висит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Примером тако¬го превращения может служить любое превращение предмета из одного кач¬ественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д.
14. Понятие закона. Основные виды законов.
Понятие закона связано с понятием науки. Все законы различны, но у всех имеется общее основание. Все они выражают всеобщую связь между объектами, но только с различных сторон. Законы объективны.
Закон - устойчивые существования связи между предметами и явлениями этого мира.
15. Противоречие и его основные виды
Противоречие - логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же. В формальной логике противоречие считается недопустимым со-гласно закону противоречия. Однако, как показали Кант (антиномии) и Ге-гель - противоречие есть необходимый этап и результат всякого реального мышления - познания. Если для Канта, метафизики вообще логическое про¬тиворечие трактуется как феномен, появляющийся в мышлении в силу его несовершенства или его неправомерного использования (границы примени¬мости). То для Гегеля, Маркса, в диалектике противоречие рассматривается как необходимая логическая форма, в которой осуществляется развитие мышления, познания вообще.
18. Закон перехода количества в качество и обратно
Закон перехода качества в количество показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выли¬вается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы пе¬рехода от старого к новому через категории \"качество\", \"количество\", \"мера\".
Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными.
Качество - это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его от¬личие от других предметов. Качества объективны, т.е. существуют незави¬симо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям.
24. Истина и ее виды. Виды доказательств истины
Познание это процесс проникновения мысли в объект. Целью познава¬тельного процесса является постижение истины. Существует две точки зре¬ния на это понятие.
Идеализм практикует истину как согласие или как некую вечную идею, существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.
Материализм утверждает, что истина это такое содержание наших представлений, которое адекватно (или верно отражает объект).
29. Закон соответствия производственных отношений предметным носителям производства
Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов. Важ¬нейшими среди них являются следующие:
1) общесоциологический закон об определяющей роли способа производ¬ства в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ про¬изводства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще;
2) общесоциологический закон соответствия производственных отноше¬ний характеру и уровню производительных сил;
31. Общение и его виды
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человече¬ское общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, ин¬теллктуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддер¬жания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, ин¬теллектуального и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого чело-века, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоян-ное совершенствование.
Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и соци¬альных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.
34. Личность и ее структура
В современной психологии существует несколько точек зрения на поня-тие личность. Личность - общественный индивид, объект и субъект социаль¬ных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
И.С. Кон утверждал, что понятие личности обозначает человеческого ин¬дивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально зна¬чимые черты.
Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу сво¬его существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению,
36. Искусство как способ эстетического освоения действительности
Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов художников, по¬этов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобраз¬ный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в кате¬гории эстетическое.
Искусство является формой общественного сознания, то есть это отобра¬жение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Искусство включает в себя: проблемы художественной условности, осо-бенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
38. Религия как форма общественного сознания
В широком смысле, общественное сознание - отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Религия это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в суще¬ствование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культо¬вых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления природы, до учения о едином Боге-Творце (монотеизм). Все монотеистические религии имеют много общих черт.
Содержание работы
1. Мировоззрение и его функции в жизни человека.
2. Предмет философии.
3. Основной вопрос философии и его две стороны.
3. Диалектика и метафизика.
5. Философское понимание материи.
6. Движение как всеобщий способ существования материи.
7. Пространство и время.
8. Единичное, общее, особенное и всеобщее.
9. Явление и сущность.
10. Причина и следствие.
11. Необходимость и случайность.
12. Содержание и форма.
13. Возможность и действительность.
14. Понятие закона. Основные виды законов.
15. Противоречие и его основные виды.
16. Закон взаимодействия противоположностей.
17. Качество, количество и мера.
18. Закон перехода количества в качество и обратно.
19. Метафизическое и диалектическое отрицание.
20. Роль диалектического отрицания в развитии.
21. Закон отрицания отрицания.
22. Чувственное познание и его три формы.
23. Рациональное познание и его три формы.
24. Истина и ее виды. Виды доказательств истины.
25. Сущность сознания и его происхождение.
26. Соотношение мышления и языка. Функции языка. Виды языков.
27.Производство как материальное основание общества.
28.Предметные носители производства (человек и средства производства).
29. Закон соответствия производительных отношений производительным силам.
30. Носители и структура процесса труда.
31. Общение и его виды.
32. Общество и общественная группа.
33. Государство: его сущность, признаки, функции и составные части.
34. Личность и ее структура.
35. Мораль как форма общественного сознания.
36. Специфика научного познания.
37.Искусство как способ эстетического освоения действительности.
38.Религия как форма общественного сознания.
Использованная литература
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2000
- Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002
- Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2]
- Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2001
- Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005.
- Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005.
- Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000
- Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к философии. 2-е изд., доп. М., 2000 [Ч. 3. Разд. 7]