Философия И. Канта. Закон единства и взаимоисключения противоположностей.
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия И. Канта. Закон единства и взаимоисключения противоположностей."
Автор работы: Ольга
Страниц: 17 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
К концу XVIII столетия философия Канта получила если не всемирное, то во всяком случае общеевропейское признание. Кант стал членом трех академий (Берлинской, Петербургской, Сиенской).
В немецких университетах повсеместно преподавалось его учение. Повсеместно, впрочем, раздавались и критические голоса. Полемика вокруг кантианства шла долгие годы при жизни философа и после его смерти, весь XIX век, перекинувшись и в наше столетие.
В Германии не было крупного философа, который так или иначе не выразил бы своего отношения к Канту. В полемике с кантовским критицизмом теоретическая мысль осваивала новые проблемы, искала новые решения.
Кант высоко оценивал роль науки и силу разума. Философия, согласно Канту, должна определить цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда его понимание морального закона «категорического императива» как требование видеть в человеке самоцель, а не средство.
Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое.
Так изменчивость и наследственность, будучи факторами биологической эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.
Жизнь состоит в том, что «живое существо в каждый данный момент является тем же самым и все-таки иным. Следовательно, жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрерывно само себя порождающее и разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть, что наглядно доказывает, что тема актуальна.
1.Философия Канта
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассматривал философию как форму критики, под которой он понимал выяснение границ рассудка, способности суждений и воли. Он создал учение, основной чертой которого было примирение материализма и идеализма, веры и науки. И. Кант признавал существование вещей как они есть, независимо от сознания это «вещи в себе» .
Воздействуя на наши органы чувств, они порождают ощущения образы этих вещей, которые И.Кант называл явлениями или «вещами для нас». В этой предпосылке своей философии он материалист.
Но в учении о форме и границах познания И.Кант идеалист и агностик. Он утверждал, что ни ощущения, ни понятия и суждения не могут дать достоверного знания о «вещах в себе», ибо последние непознаваемы. Их пространственное и временное восприятие есть следствие особых форм нашей чувственности, которые имеют доопытный характер. Попытки познать «вещи в себе» порождают в человеческом разуме антиномии противоречащие друг другу положения, каждое из которых признается логически доказуемым.
В области нравственности (практическом разуме) И.Кант выдвинул принцип категорического императива, т.е. абсолютного нравственного закона: каждый человек должен поступать так, чтобы правило его поведения могло стать правилом поведения всех. Существование такого закона, по И.Канту, может быть объяснено только идеей бога.
Эволюция философских воззрений Канта, «докритический» и «критический» периоды его творчества.
Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания, пространство и время априорные формы чувственности, рассудок и проблема объективности познания. Рассудок и разум. Явление и «вещь в себе», природа и свобода.
В философии Канта центральной проблемой является проблема познания и его границ. Познание, по Канту, имеет два источника: «эмпирический» и «априорный». Априорная основа предшествуют чувственному опыту и обслуживает упорядочение данных опыта. Опытные данные, поступающие извне не дают адекватного знания об окружающем нас мире, и априорные формы, обеспечивающие всеобщность знаний, не делают его копией, слепком вещей. Здесь кроется опасная тенденция к агностицизму, но в то же время предостережение против претензий науки на абсолютное знание. Познание не знает предела, утверждает Кант, верить в науку нужно, но переоценивать ее возможности не нужно .
Теория познания Канта помогла приподнять завесу над одним из самых загадочных процессов - образованием понятий. Предшественники Канта заходили в тупик, пытаясь решить эту проблему. Эмпирики настаивали на индукции, опытном "наведении" на некие всеобщие признаки и принципы. Из повседневного опыта мы знаем, что лебеди белые, а вороны черные.
Но между прочим, даже житейский рассудок весьма скептически относится к подобного рода всеобщности: выражение "белая ворона" говорит о крайне редком, но все же возможном нарушении привычного порядка вещей; что касается черного лебедя, то он реально существует. А как при помощи индукции, абстрагирования общих признаков объяснить изобретение, создание чего-то нового, ранее не существовавшего - машины или научной теории?
Рационалисты искали иные пути решения проблемы. Они усматривали строгое, не зависящее от человека соответствие между порядком идей и порядком вещей. Мышление они считали неким "духовным автоматом" (выражение Спинозы), который штампует истину, работая по заранее заданной, "предустановленной" (выражение Лейбница) программе. Объяснение было основательным, но имело один существенный изъян: оно не могло ответить на вопрос, откуда берутся ошибки.
Показательна попытка Декарта выбраться из этого противоречия. Корень заблуждений Декарт видит в свободной воле: чем менее человек затемняет свет божественной истины, тем больше он застрахован от ошибок; пассивность - гарантия правильности знаний. Для Канта же именно активность познания - залог успеха, Кант, подобно Копернику, решительно порывает с предшествующей традицией. Он видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию - категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность.
Такую же возможность представляют собой и опытные данные - своего рода кирпичи, которые нужно уложить в ячейки конструкции. Чтобы выросло здание, требуется активный участник строительства, и Кант называет его имя - продуктивное воображение.
Если вспомнить, что современная эвристика усматривает в бессознательном воображении главное звено любого научного открытия (изобретения), мысль Канта предстанет перед нами как удивительно актуальная.
Кант высоко оценивал роль науки и силу разума. Философия, согласно Канту, должна определить цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда его понимание морального закона «категорического императива» как требование видеть в человеке самоцель, а не средство. Следует обратить внимание на уяснение того, каким по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться».
Как философ XVIII столетия, Кант работает в рамках эпистемологии, которая исходит из приоритета отдельного индивида.
В этом заключается то общее, что связывает эмпирицистов, рационалистов и Канта.
Во многом Кант принадлежит либералистской традиции. В то же время кантианство знаменует собой решительный разрыв с эмпирицистской и утилитаристской тенденциями, которые доминировали в конце XVIII столетия. Разрыв происходит, когда Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпирицизм (Локк, Юм), так и рационализм (Декарт).
Кант явно рассматривал современную ему физику (физику Ньютона) как неоспоримое научное достижение, связанное с открытием непоколебимых истин.
К их числу относятся, например, утверждения о пространстве, времени и причинной связи. Физика Ньютона сформулирована на языке математики и методически опирается на эксперимент.
Свою задачу философа Кант видел в том, чтобы показать, почему столь незыблемы основания экспериментальной науки.
Подобный ход событий полностью оответствует духу экспериментальной науки. Ему отвечает и то, что с развитием науки условия, которые принимались в качестве постоянных, могут стать изменяемыми факторами. Но если сомневаться в принципиальной познавательной однородности Вселенной (единстве мира), то утрачивают смысл как экспериментальный метод, так и представление об универсальных законах природы).
Кант стремился опровергнуть этот вид скептицизма. И он делал это, утверждая, что пространство и время как формы восприятия и некоторые основные представления, вроде причинной связи, являются необходимо присущими нашему познания. Итак, возражения Канта против Юма имеют отношение не только к собственно философским спорам, но и к вопросу о нашем доверии к науке.
Далее Кант предполагает, что всем людям присущи одни и те же фундаментальные "формы". Поэтому у каждого человека любое знание должно формироваться с помощью одних и тех же форм. В этом смысле формы являются общезначимыми и необходимыми.
Можно спросить, зачем необходимо разрабатывать такую сложную теорию познания? Ответ заключается в том, о чем мы упомянули выше. Кант считал само собой разумеющимся, что в нашем познании существует нечто общезначимое и необходимое. Его теория познания и объясняет, как это может иметь место.
Содержание работы
Введение 3
1.Философия Канта 5
2.Закон единства и взаимоисключения противоположностей 11
Заключение 15
Литература 17
Использованная литература
- Волкова Р.А. Основы философских знаний: Методические указания по курсу "Философия". - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2002.
- Головятинская М.Д., Цицилина Н.И. Русская философия истории: основные концептуальные подходы XIX века: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
- Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 219
- Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная философия: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2003.
- Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Стрелец Ю.Ш. Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.