Особенности философского знания. Философия и мифология Древней Греции.
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Особенности философского знания. Философия и мифология Древней Греции."
Автор работы: Ольга
Страниц: 14 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Особенности философского знания.
На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась. Философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основании которых человек познает себя и мир. Философия есть не что иное, как стратегия жизни, учение о том, каким надо быть, чтобы быть человеком.
Философское знание есть общее, целостное, теоретически обосновываемое мировоззрение, обосновывающее и природную, и социальную реальности. Исходя из предмета философии (самоопределение человека в диалоге с миром), мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.
Обращенность философии на исследование познавательных актов нередко преувеличивалась. Аристотель полагал, что философствование означает избавление от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. А. Шопенгауэр настаивал на том, что философия по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Отсюда вытекает суждение, что философия якобы представляет собой автономное царство разума, не имеет собственных реальных проблем. Относительная автономность философии в определенной мере оправдана, поскольку одна философская система опирается на другую, для понимания одной неизменно требуется знание другой, предшествующей ей, и все философии образуют одну связную цепь, знание одного звена неизменно требует знания другого философа. Это свидетельствует о системности философского знания.
Философское знание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.
Термин категория в философию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сушим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.
Кант трактовал категории как всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта. Если в аристотелевском учении о категориях определяющей является их разделяющая (аналитическая) функция, то в концепции Канта синтетическая. В отличие от аристотелевской она более полно и структурно организована по определенному принципу: каждая третья категория (или их пара) есть результат взаимодействия первых двух (или их пар).
Категории у Гегеля развивающееся целое. Они связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В понимание категорий введены идея становления, логическое основание, механизм развития. Развертывание категорий осуществляется силой внутреннего противоречия, лежащего в природе самого развивающегося понятия, так что мышление в целом оказывается постоянным возникновением и развитием противоречий. Но понимание категорий и их развития у Гегеля мистифицировано; категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.
Смысл и набор универсалий культуры по мере исторического развития универсума и человечества меняются. Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основаним человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину человеческого мира, мировоззрение эпохи.
Категории в ходе социализации усваиваются индивидом, определял его индивидуальное понимание и переживание мировых событий, поступки и действия. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре и т. п.
Философия сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает раз9бщепность естественных и гуманитарных наук, содействует осуществлению связей между наукой. искусством и моралью (координационноинтегративная функция философии).
Интегративность философского знания не исключает, а предполагает обращенность философии ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей.
Помимо обращенности философского знания на себя (определенная отрешенность философии от мира), утверждается тезис об ориентации философии на практику, на «вызов бытия». Назначение философского знания в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способностей вызывать действия для умножения жизненных благ. Э. Гуссерль подчеркивал, что философское знание не ограничивается познанием мира, а обращается на человеческое отношение, проявляющееся в практической жизни со всеми ее потребностями и целями. Философия, по мнению В. С. Соловьева, имеет не только теоретическое, но также практическое и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и отличаясь от них.
Философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия. Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение. [3, c .25]
С одной стороны, философское знание едино по предмету, т.е. это предельно общее знание об отношении человека к миру, включающее знание об окружающей человека реальности (онтология), знание о способах познания этой реальности (гносеология) и т.д. Невозможно утверждать, что некоторое онтологическое знание истинно, если не обоснован способ получения этого знания, не доказана его истинность. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого.
С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения. Онтологическое знание это знание о структурах бытия, как они существуют независимо от человеческого познания. Гносеологическое знание это знание о средствах, методах и результатах познания, являющееся универсальным и, следовательно, независящим от того, что представляет собой предмет познания. Отдельные части философского знания самодостаточны и автономны. [6, c. 14]
Философское знание проделало определённыё путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира; Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, - это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях. [2, c .67]
2. Философия и мифология Древней Греции.
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Периодизацию греческой мифологии принято подразделять на два основных этапа:
Доклассический период - начинается в сумраке тысячелетий и заканчивается ко второму тысячелетию до нашей эры. Совпадает с периодом собирательско-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего. Человек ощущает себя, как и вообще весь животный мир, частью природы, порождением одной и той же матери материи.
Доклассический период в свою очередь включает в себя:
1.Связанный с матриархально-родовым строем (мифология матриархата)
2.Доолимпийский период (не было представления о том, что боги обитают на Олимпе Фессалийском)
3.Хтонически период
4.Тератоморфная мифология
5.Фетишистски-анимистическая мифология
6.Зооморфная,фитоморфная и миксантропическая мифология [3, c .23]
Классический период - начинается во втором тысячелетии до нашей эры и заканчивается в первой трети первого тысячелетия до нашей эры. Произошла консолидация родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса.
Классический период включает в себя:
1.В основе - патриархальная община(мифология эпохи патриархата)
2.Олимпийский период
3.Анимистическая мифология
4.Антропоморфная и героическая мифология. [5, c .72]
Древнегреческие мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.
1. Как начались вещи (космогонические мифы).
2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы).
3. Мифы о героях
4. Мифы о происхождении человека.
Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.
Содержание работы
1. Особенности философского знания. 3
2. Философия и мифология Древней Греции. 7
3. Традиционализм и критицизм. 10
4. Рациональность философии. 13
Список использованной литературы 15
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия: учебник. М.. 1996.
- Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997 г.
- Лебедев С.А. Предмет и природа философского знания. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5, 2002.
- Основы философии. // под ред. Несмеянова Е.Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.
- Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.
- Современная западная философия. // под общ. ред. Румянцевой Т.Г. Мн.. 2000.
- Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века. // http://www.geocities.com/tyaglo /ct/index.html
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.