Тургеневская модель героя как сознательно-героической натуры и её художественное воплощение в романах "Накануне" и "Отцы и дети"
Реферат по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Тургеневская модель героя как сознательно-героической натуры и её художественное воплощение в романах "Накануне" и "Отцы и дети""
Автор работы: Юлия
Страниц: 24 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Роман «Накануне» для Тургенева - это, прежде всего, роман о двух главных персонажах: Елене и Инсарове. Именно в них писатель реализует свою концепцию человека, наиболее полно сказавшуюся в статье «Гамлет и Дон-Кихот».
Как мы уже говорили выше, в романах И.С.Тургенева царит молодость. «Накануне» в этом плане не исключение, а скорее наоборот. Уже первые строки романа представляют нам мир молодости, которая связывается со «счастливой веселостью здоровья», «беспечностью, самонадеянность, прелестью».
Первая глава романа, по существу, намечает все нравственные вопросы, которые Тургенев потом решает. «Что такое порядочность?» - вопрошает писатель, связывая ее с Андреем Берсеневым и отмечая в нем, прежде всего, привычку мыслить и доброту, способность, как он говорит сам, «поставить себя номером вторым».
Здесь же писатель устами Шубина ставит еще один очень важный для него вопрос: откуда в человеке высокие нравственные силы, от природы ли, генетически ли они в нем заложены, среда ли их формирует? Рассуждая о Елене, Шубин говорит: «Откуда же взялась эта душа у Елены? Кто зажег этот огонь?».
Такое прямое авторское высказывание о своей позиции дает нам основание сделать следующий вывод: уже первая глава романа определяет нравственную установку писателя, которая во многом близка к берсеневской. В этой же первой главе мы узнаем о том, что Елена - «удивительная девушка».
Подобная оценка в устах Андрея Петровича Берсенева дает основание предполагать в героине высокие достоинства этического порядка. Это предположение подтверждается в главе IV, когда Елена в своем отношении к Шубину и Берсеневу идет как бы вслед за автором, отдавая предпочтение последнему. Она внимательна к нему, ей импонирует ег «тихое умиление благородных чувств», больше того, как пишет Тургенев, ему навстречу «душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем». И только в VI главе писатель подробнейшим образом рассказывает о своей героине.
В XI главе есть очень интересные авторские декларации: любовь к родине и «железность» характера у Инсарова находятся в прямой зависимости: «при одном упоминании его родины: все существо его как будто крепло и стремилось вперед, очертание губ обозначилось резче и неумолимее, а в глубине глаз зажигался какой-то глухой, неугасимый огонь». Не случайно Берсенев в этот момент подумал, что «турецкий ага, пожалуй, поплатился ему за смерть матери и отца».
Кажется, впервые так открыто Тургенев ставит рядом два понятия: любовь и ненависть, добро и насилие. Елена, почувствовав, что Инсаров «привлекал ее все более и более», в первом же откровенном разговоре с ним задает ему вопрос о том, отомстил ли он обидчику своих родителей, когда ездил на родину. Свой вопрос она предваряет словами: «Меня мучит одна мысль».
Таким образом, структурный анализ первой половины романа дает основание говорить о том, что ее художественным нервом наряду с известным уже суждением о политическом смысле романа, является также реализация мысли писателя о двух уровнях нравственности, первым из которых представлен Берсеневым, а второй - Еленой и Инсаровым. Это во-первых.
Во-вторых, Тургенев решает очень важную дилемму: как соотносятся добро и зло, абстрактные ли это нравственные понятия, или в каждом отдельном случае они приобретают особый смысл.
Именно выбор Елены определят структуру романа, и этот выбор сделан героиней в XVII главе. Далее Елена уже живет строго в соответствии со своим выбором: она оставляет родителей, принося им горе, тем самым тоже проявляя известную жестокость.
Не случайно в Венеции, спросив себя об этом, она не находит возражений на свой вопрос. И слова Тургенева о матери Елены в эпилоге, наполненные сочувствием к ней, как бы усиливают вопросительную интонацию, хотя вопрос уже, казалось, был решен.
Для идейного истолкования романа представляет интерес и еще одна композиционная особенность романа.
I глава «Накануне» - это своеобразный нравственный камертон: во-первых, определены все понятия этики, к которым обращается потом Тургенев, во-вторых, выявлена концепция личности. В финале же романа особую композиционную роль выполняют три последние главы: XXXIII, XXXIV, XXXV. Главным идейным центром каждой из них является соответственно следующие эпизоды: размышления Елены о счастье, ее сон и, наконец, письмо к родным.
Тема счастья в этом романе звучит на протяжении всего рассказа о судьбе Елены. При этом Тургенев как бы продолжает разговор, начатый им еще в романе «Дворянское гнездо», где он рассматривает счастье в соотнесенности с долгом.
Теперь же акцент сделан на другом. В «Накануне» Тургенев приводит свою героиню к гармоническому счастью: она любит человека, который посвятил свою жизнь высокому делу, и это соответствует и ее стремлению делать добро людям.
Однако эта гармония счастья оказывается краткой, и тогда Елена следует велению долга, тем более, что начатое Инсаровым дело наиболее полно отвечает ее всегдашнему стремлению к деятельному добру. И хотя теперь Елена не может быть счастливой, та доля, которую она избрала, близка ее исканиям в жизни.
Подытоживая, можем сказать, что и в «Дворянском гнезде», и в «Накануне» Тургенев в своем решении проблемы счастья в некоторых аспектах соприкасается с этикой революционеров-демократов.
Это во-первых, а во-вторых, в романах очень большую роль играет нравственно-философская проблематика, которая часто оказывается своеобразным стержнем сюжетной организации произведения.
3. Тема «Отцов и детей» - одна из основ в творчестве И.С.Тургенева
Роман «Отцы и дети» считается одним из самых значительных в социально-политическом плане в творчестве И.С.Тургенева.
В нашей научной литературе он исследован наиболее полно. Но вместе с тем в последнее время в изучении этого романа наметился и несколько новый аспект.
Традиционно считается, что в романе Базарову противопоставлены все Кирсановы, в том числе и Аркадий.
Это верно, если говорить о социально-политическом аспекте проблемы отцов и детей, а если иметь в виду ее нравственный характер, то следует все-таки группировать персонажи иначе: с одной стороны - братья Кирсановы, и в первую очередь, Николай Петрович, отец Аркадия, и одители Базарова, с другой стороны, Аркадий и Базаров, т. е. отцы и дети в прямом смысле слова.
В этом плане особенно интересны отношения отца и сына Кирсановых. Подробно анализируя их, Ю.В.Лебедев приходит к очень важному, на наш взгляд, выводу: «Драматизм исторического развития заключается в том, что прогресс человечества совершается через смену исключающих друг друга поколений. Но природа смягчает этот драматизм могучей силой сыновней и родительской любви.
Сыновние чувства предполагают благоговейное отношение к старшим поколениям, прошедшим трудный жизненный путь. Чувством сыновства сдерживается свойственный юношеству эгоизм. Но если случается порой, что заносчивая юность переступает черту, дозволенную ей природой, навстречу этой заносчивости встает любовь отцовская и материнская с ее беззаветностью и всепрощением».
Хотя в начале своей работы исследователь говорит о дискуссионности проблемы, аргументация, предложенная им и основанная на конкретном анализе романа «Отцы и дети», возражений не вызывает. Интересны в этом плане и отдельные наблюдения А.А. Жук.
Во-первых, Тургенев обращается к проблеме отцов и детей в самом начале своего творчества, во-вторых, она звучит в последних его произведениях, «Стихотворения в прозе». Такая своеобразная рамка как бы подтверждает неизменную приверженность писателя этой теме.
Романы занимают в творчестве И.С.Тургенева особое место. Впервые обращаясь к этому жанру, он в письмах не раз оговаривал мысль о том, что это начало нового этапа его работы. Замысел первого романа «Два поколения» остался незавершенным, но для нас важно в этом факте, что писатель, признавая для себя значимость этого нового этапа, начинает его с обращения к теме взаимоотношений поколений.
Далее, проблема отцов и детей в общечеловеческом плане привлекает Тургенева и в повести «Первая любовь», которая написана непосредственно перед «Отцами и детьми», т. е. произведением по праву считающемся его вершинным произведением.
И наконец, в повести «Степной король Лир» Тургенев опять обращается к теме отцов и детей.
В основу противопоставления Гамлета и Дон-Кихота Тургенев положил этический принцип - их отношение к идеалу. Для Гамлета основа и цель существования находится в ном самом, для Дон-Кихота - вне его.
Этим обусловливается нравственный облик каждого из них: эгоизм, безверие и скептицизм, развитый ум и слабая воля, трусость, сосредоточенная на себе рефлексия и самобичевание Гамлета; вера в истину, альтруизм, самоотверженность и бесстрашие в борьбе с враждебными человечеству силами, непреклонная воля, односторонность и духовная ограниченность Дон-Кихота.
Своей интерпретацией Гамлета Тургенев стремился показать социальную бесплодность и даже вредность сосредоточенной на себе рефлексии, скепсиса. Проблема эгоизма волновала писателя давно: еще в 1845 г. он рассматривал ее в статье о "Фаусте" Гете в переводе М. П.. Характерно, что в новой статье он сравнивал Гамлета, воплощающего "начало отрицания", с Мефистофелем. Однако в процессе работы над статьей Тургенев частично пересмотрел свое первоначальное отношение к Гамлету, что выясняется из сопоставления чернового автографа с окончательной редакцией статьи. Так, исчезло прежнее утверждение, что Гамлет "в сущности мелок и антипатичен".
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. «Отцы и дети» как общественно-политическй роман 5
2. Нравственная проблематика - композиционная основа романа «Накануне» 8
3. Тема «Отцов и детей» - одна из основ в творчестве И.С.Тургенева 12
Заключение 18
Список литературы 20
Введение
К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», само название которого показыва¬ет, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует прак¬тически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах ли¬тературных произведений.
Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той естественной бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо.
Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет от¬носиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.
Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является свя¬тым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порож¬дает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по «Горю от ума» или по «Отцам и детям».
И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века. В свое время еще Н.А. Добролюбов писал о том, что в современной ему реалистической литературе есть «школа» беллетристов, «которую, пожалуй, по главному ее представителю мы можем назвать тургеневскою».
И как одна из главных игур литературы этого времени Тургенев «попробовал» себя буквально почти во всех основных жанрах, став творцом и совсем новых.
Однако романы занимают особое место в его творчестве. Именно в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России.
Каждый тургеневский роман, появившийся в печати, сразу же оказывался в центре внимания критики. Интерес к ним не иссякает и в наши дни.
В последние десятилетия немало сделано в изучении романов Тургенева. Этому во многом способствовало издание полного собрания сочинений писателя в 28-ми томах, осуществленного в 1960-1968 годах, и вслед за ним 30-титомного собрания сочинений. Опубликованы новые материалы о романах, напечатаны варианты текстов, проведены исследования различных проблем, так или иначе связанных с жанром тургеневского романа.
Так, С.А.Малахов пишет: «Если проследить по эпистолярному наследству И.С.Тургенева его сообщения о работе над своими романами, нетрудно обнаружить противоречие между традиционным представлением писателя о романе как многотомной эпопее и концентрированной формой его собственных романов, вызывающей у автора постоянные сомнения: не повести ли они на самом деле?»
1. «Отцы и дети» как общественно-политическй роман
Роман «Отцы и дети» вызвал оживленную полемику в раз¬личных слоях русского общества, он стал объектом идейной и политической борьбы между различными журналами 60-х годов. В процессе этой полемики журналы консервативного направле¬ния сомкнулись с либеральными.
Редактор «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме утверждал, что нигилизм - общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления консервативных охранительных начал; что занятия «новых людей» естественными науками - дело несерьезное и праздное; наконец, что «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистиче¬ских романов других писателей.
Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и об¬раза его главного героя занял Ф. М. Достоевский. По Достоев¬скому, Базаров - это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения тео¬рии Базарова.
Он верно утверждает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. Но о причинах порождения этих теорий, об их социальной обусловленности он не говорит.
Таким образом, Достоевский сводит всю проблематику ро¬мана к этико-психологическому комплексу, заслоняет социаль¬ное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.
При выяснении основного конфликта «Отцов и детей» нель¬зя ограничиться алгебраическим решением проблемы: «теория разбивается о жизнь». Весь вопрос в том, какая именно теория, каково ее социальное и политическое содержание. В отличие от консервативно-либерального лагеря, демокра¬тические журналы разошлись в оценке проблем тургеневского романа: «Современник» и «Искра» увидели в нем клевету на демократов-разночинцев; «Русское слово» и «Дело» заняли про¬тивоположную позицию.
Ведущие критики журнала «Современник» не могли от¬кликнуться на роман «Отцы и дети»: Добролюбов к этому вре¬мени умер, а Чернышевский был арестован.
С рядом статей о романе Тургенева в «Современнике» выступил М. А. Антоно¬вич. В своих статьях он руководствовался рядом тактических соображений, не позволивших ему с доста¬точной степенью объективности оценить роман Тургенева. И хо¬тя идейно-политическая предпосылка М. Антоновича была вер¬ной, эстетические принципы критика при подходе к роману ока¬зались противоположными эстетическим принципам Чернышев¬ского и Добролюбова: М. Антонович подменял по существу то, что фактически было отражено в романе, тем, что, по его мне¬нию, хотел сказать автор.
Критик изучил замысел писателя, но весьма поверхностно проанализировал результат, то есть сам роман.
Полемическая раздраженность М. Антоновича привела к тому, что он стал отрицать социальную значимость и даже художественную ценность романа, приравняв его к ретроград¬ному роману бездарного писателя В. И. Аскоченского, и даже назвал «Отцы и дети» родоначальником антинигилистических романов. М. Антонович превратно истолковал и образ Базаро¬ва, сочтя героя обжорой, болтуном, циником, пьянчужкой, хва¬стунишкой, жалкой карикатурй на молодежь, а весь роман - клеветой на молодое поколение.
Верно указав на весьма существенные стороны тургеневско¬го замысла, продиктованные классовой тенденцией писателя, Антонович в то же время не обратил внимания ни на противо¬речия в мировоззрении Тургенева, ни на борьбу между его классовой тенденцией и реалистическим изображением жизни. Естественно, что такая полемическая односторонность, даже при верной исходной политической позиции, помешала критику объективно оценить проблематику романа.
Глубже других современников Тургенева понял роман «От¬цы и дети» и объяснил его идейный смысл Писарев, сотруд¬ничавший в те годы в демократическом журнале «Русское сло¬во». Его точка зрения на произведение Тургенева выражена в статьях: «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип» и др.
Писарев подошел к роману «Отцы и дети» с теми же эсте¬тическими критериями, с которыми анализировали предшествующие произведения Тургенева лидеры «Современника» Чер¬нышевский и Добролюбов.
В своих статьях он подробно и об¬стоятельно анализирует идеи тургеневского романа. Критик вскрывает причины появления новых людей в 60-х годах, изу¬чает склад их мышления, обстоятельства воспитания, их пове¬дение в обществе, их идеалы, наконец, определяет степень до¬стоверности, с которой они отражены в различных произведе¬ниях художественной литературы, и в том числе в романе Тур¬генева.
Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Ба¬зарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.
Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не толь¬ко литературы, но и всей общественной жизни, крупным фак¬том идейной борьбы 60-х годов.
Анализируя этапы русского освободительного движения, В. Боровский писал: «...Базаров был ранним представителем разночинской интеллигенции того периода, когда она во всеоружии мысли и воли готова была силой знания создать новые миры из ту¬манности народной массы».
Использованная литература
- Бялый Г. В. Архипов против И. Тургенева//Но¬вый мир.- 1988.- № 8
- Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т.-М., 1960.-Т. 20.-Кн. 1
- Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 томах. Т.2. М.-Л., 1962. История русского романа. Т.1. М.-Л.: АН СССР, 1962.
- Крутикова К. Новый журнал// Нева.-1998.-№ 9
- Куницын Г. Научная статья или... пасквиль//Подъем.-1958.-№ 4.-
- Малахов С.А. Тургенев и Гончаров о поэтике русского романа // Проблемы реализма русской литературы XIX века. М.; Л., 1961.
- Петров С. О некоторых вопро¬сах изучения творчества И. С. Тургенева в школе// в школе. 2002
- Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения: Учебное пособие. Калинингр. ун-т. --Калининград, 1999.