Расскрытие проблемы автора
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Расскрытие проблемы автора "
Автор работы: Юлия
Страниц: 24 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема социально-исторического содержания и структурно-художественного единства личности автора, а также цельности или целостности литературного произведения и его стиля у нас еще не была предметом ни теоретического, ни конкретно-исторического исследования, что и определило.
Проблема автора не случайно является одним из главных вопросов, поставленных литературоведением нового времени. О ее актуальности и масштабе легко судить по следующим высказываниям: \"Сейчас, - писал М.Бахтин, - это самая острая проблема современной литературы\".
Современный исследователь А.П. Чудаков пишет: \"Описать взаимоотношения речи повествователя и речи персонажей (или вообще чужой речи), включенной в повествование, - это и значит установить речевую структуру данного повествования\". Таким образом, повествовательное произведение можно рассматривать как некую структуру, элементами которой являются, с одной стороны, речь персонажей, а с другой - \"собственно повествование\", то есть \"текст прозаического произведения без прямой речи, внешне прикрепленный к одному лицу (повествователю, или рассказчику)\".
Цель работы – исследовать раскрытие проблемы автора в литературоведении.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- проанализировать теорию автора в разработке ученых от истоков к современности;
- провести научный диалог в теории авторства (М.Бахтин, В.Виноградов и др.).
Предметом исследования есть одна из наиболее дискуссионных в современной теоретической практике проблем, а именно: проблема автора, адептами которой традиционно признают В.Виноградова и М.Бахтина. Предлагаем попытку аналитико-синтетического изучения концепционных парадигм автора, взяв за основу метод «взаимопроникающей оппозиции» (А.Большакова).
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АВТОРА В РАЗРАБОТКЕ УЧЕНЫХ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ 5
ГЛАВА 2. НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ В ТЕОРИИ АВТОРСТВА: М.БАХТИН, В.ВИНОГРАДОВ И ДР.. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 23
Использованная литература
- Автор как проблема теоретической и исторической поэтики. – Минск, 2007.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989 — 616 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С.9-191, 404-412.
- Бахтин М.М. К методологи литературоведения // Контекст-1974. Літературно-критические исследования. - М.: Наука, 1975. - С.203-212.
- Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная , 1986. -542 с.
- Бахтин М. Проблема автора // Бахтин М. Работы 20-х годов. - К.: Next. - 1994. - С. 238-255.
- Бахтин М. Проблема отношения автора к герою // Бахтин М. Работы 20-х годов. - К.: Next, 1994. - С.90-104.
- Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Художественная , 1975. - С.5-71.
- Бахтин М. Проблема формы // Бахтин М. Работы 20-х годов. - К.: Next. - 1994. - С.304-318.
- Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия АН. Серия литературы и языка. - 1998. - Том 57. - № 5. - С.15-24.
- Большакова А.Ю. Теория автора у М.М.Бахтина и В.В.Виноградова (на материале русской «деревенской прозы») // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1999. - № 2. - С.6-22.
- Бонецкая Н.К. Проблемы методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения. - М.: Наука, 1988. - С.60-85.
- Валгина Н.С. Теория текста: Уч. пособие // Источник: Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003.
- Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - С.105-212.
- Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. / Государственное издательство «Художественной литературы». – М., 1961. – 599 с.
- Карпов И. Автор – аналитическая филология – авторология [Электронный ресурс] // Зеленая лампа. – 2004. - №1. Режим доступа: http://lamp.semiotocs.ru/avtorolog.html.
- Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. – Воронеж, Изд-во Воронежского университета, 1964. – 389 с.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. – Таллинн, 1992-1993.
- Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под. ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школя, ИЦ «Академия», 1999. – C. 11-21.
- Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. -Воронеж: Логос-траст, 1994. - 264 с.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Серия «Семиотические исследования по теории искусства». - Издательство «Искусство», М.: 1970. – 224 с.
- Фрайзе М. После изгнания автора. Литературоведение в тупике? // Автор и текст. Сборник статей / Под ред. В.Марковича и В.Шмида. - С-Пб: Изд-во С-Пб ун-та, 1996. - Вып. 2. - С.25-32.
- Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.– М.: Касталь,1996.– 448 с.
- Эйхенбаум Б. О прозе. Сборник статей. - Л., Изд. «Художественная », 1969. – 490 с.