Жанр героической поэмы в творчестве М.В.Ломоносова
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Жанр героической поэмы в творчестве М.В.Ломоносова"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Героическая тема является одной из основных тем мировой ли-тературы.
Известно, что важное место героическая тема заняла и в историческом развитии русской литературы.
Героическая тема нашла глубокое выражение и совер¬шенную художественную форму в торжественной и философской поэзии М. В. Ломоносова. Выдвинутые Тредиаковским положения сыграли большую роль в формировании теоретических воззрений Ломоносова и сказались на его поэтической практике. Под его пером русская героическая поэзия достигла классической ясности и философской глубины. Ломоносов был целиком поглощен иде¬ей служения родине, которая воспринималась им как многонациональное государственное объединение. Нация, отечество — эти понятия для него означали весь народ независимо от его сослов¬ной принадлежности.
В 1739 г. произошло знаменитое Ставучанское сражение, в результате которого пала турецкая крепость Хотин. Первое сообщение о взятии Хотина Ломоносов прочитал, вероятно, в газете и под свежим впечатлением написал оду. В то время Ломоносов жил в Марбурге, увлекался стихами немецкого поэта Гюнтера — ав¬тора популярной оды на заключение императором Карлом V Пассоровецкого мира в 1718 г. Вместе с «Письмом о правилах Российского стихотворства» ода была отправлена Ломоносовым в Петербург, в Академию наук. Событие это стало переломным в жизни великого поэта и ученого; Ломоносов осознал свое истин¬ное призвание.
В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов воспел победу, одер¬жанную русскими войсками, растерянность и бегство врага. И здесь использованы присущие для этого жанра обращение к музе, риторические фигуры, абстрактные образы, патетика и гипер¬бола; однако наряду с традиционными стилевыми приемами встречаются строфы, написанные языком с применением точных эпитетов, ярких сравнений, запоминающихся деталей.
Героический об¬раз родины пройдет через многие произведения Ломоносова. В Оде на взятие Хотина», о которой Белинский сказал, что она по¬ложила начало новой русской литературе, Ломоносов сравнивал Россию с бегущим по морю кораблем, со львом, который гонит «стада волков» [1, 18].
В последующих произведениях Ломо¬носов создает гигантский аллегорический образ России. Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества. В оде 1748 г. он писал об утомленной войной Европе, которая в огне простира¬ет к России руки и молит о мире.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3
1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) и его творчество…...6
2. Героическая поэма «Петр Первый»…………………………………10
Заключение…………………………………………………………...……16
Список литературы……………………………………………………….17
Использованная литература
- .
- Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика. Т. 1. М., 1959
- Бродский И. А. Большая книга интервью. М., 2000
- Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984
- Егунов А. Н. Ломоносов - переводчик Гомера // Литературное творчество Ломоносова. М. - Л., 1962
- Живов В. М. Государственный миф в эпоху просвещения… // Из истории русской культуры. Т. 4. (XVIII - начало XIX в). М., 1996
- Зорин А. Григорий Александрович Гуковский и его книга // Гуковский Г. А. Русская XVIII века. М., 1999
- Кожинов В. В. Россия. Век ХХ. М., 1999
- Лисунов А. П. Пушкин - историк Петра. М., 1997.
- Лотман М. Ю. Природа государственности в теории Просвещения // Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996
- Панченко А. М. О русской истории и культуре, СПб., 2000