Художественная литература как особый вид человеческой культуры
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Художественная литература как особый вид человеческой культуры"
Автор работы: Юлия
Страниц: 37 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Литература — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние научные трактаты и религиозно-мифологические сочинения — такие, например, как «Теогония» Гесиода или «О природе вещей» Лукреция — с точки зрения современников не противопоставлялись, например, эпическим поэмам («Илиаде» Гомера или «Энеиде» Вергилия) как нехудожественная литература художественной. В России в 1820-е годы критики сходились во мнении, что лучшие образцы русской прозы — «История Государства Российского» Карамзина и «Опыт теории налогов» Николая Тургенева. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое, и это требует осторожности.
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора .
Художественная литература разделяется по родам на эпос, лирику и драму. Так же художественную литературу, исходя из структуры текста, подразделяют на прозу (роман, повесть, новелла, рассказ, эссе, эпопея) и стих (поэма, басня, стихотворение и др.). В настоящее время существует огромное количество разножанровой художественной литературы на любой вкус.
Художественную литературу относят к синтетических видов искусства, поскольку она апеллирует к памяти органов зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса, как и до \"шестого чувства\" (интуиции, ирреального, трансцендентного) . В общем, литература - один из самых универсальных видов искусства, поскольку вызывает более сильные впечатления, переживания, мыслительные процессы, чем, например, живопись, архитектура, скульптура и т.д. А в развитии творческого воображения реципиента ей вообще нет равных.
Содержание работы
Введение 3
1. Развитие литературы в контексте культуры 6
2. Литература как вид искусства слова 12
2.1. Искусство слова 12
2.2.Природа, предмет и назначение художественной литературы 14
3. Влияние литературы на развитие культуры личности 20
4. Специфика художественной литературы 25
4.1.Теория художественной целостности 25
4.2.Слово в художественной целостности литературного произведения 30
Заключение 34
Список литературы: 36
Использованная литература
- Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
- Быстрова А. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие М.: ЮКЭА, 2000г.
- Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык. М., 1848. С. 8.
- 4 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М: 2008,С. 145-149.
- Бахтин М.М. Язык в художественной литературе//Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М., 1996. Т.5. С. 287 –289.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 2009. С. 296.
- Вейдле В.В. О двух искусствах: вымысла и слова// Новый журнал. Нью-Йорк, 1970. № 100. Разграничение искусств рассказывания и слова («Elzähikunst» и Workunst»), полагает А. Хансен-Лёве, способно заменить привычное противопоставление эпоса лирике (Hansen-Löve А.А. «Realisierung» und «Entfaltung» semantischer Figuren zu Texten//Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 10. Wien, 1982. S. 231 –232).
- Гриненко Г. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998г.
- Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. С, 13–14.
- Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 2008. С. 529.
- Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.; Л., 2009. С. 160.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 2001. Т. 3. С. 357.
- Емохонова Л. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1994г.
- Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. Учебник для вузов. М.: “Nota bene”, 1998г.
- Кондалов И. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,1997г.
- Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 2007. С. 189.
- Лосев А. Ф. Философия имени. М., 2008. С. 47—49.
- Смелкова З. как вид искусства. М.: Флинте, Наука, 1997г.
- Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 2003. C. 355—369.
- Шаталов С. вид искусства. М.: Знание, 1981г.
- » // Лотман Ю. М. Избранные труды. Таллинн, 1992. Т. 1.