Символизм азартных игр в русской литературе ХХ в
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Символизм азартных игр в русской литературе ХХ в"
Автор работы: александр лобан
Страниц: 27 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Поэтов и писателей зачастую азывают "пророками в своем Отечестве". Казалось, бы, какая же связь между этой широко известной фразой и символизмом азартных игр в русской литературе 20 в?
Все дело в том, что авторы во многом предугадали повальное увлечение потомков азартными играми. Оглянитесь вокруг- казино, игровые автоматы, бильярдные- все что нужно азартному человеку для приятного времяпровождения. Не зря тот же Федор Сологуб как- бы подталкивает нас к анализу характера своих персонажей в контексте игры.
И впрямь- скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кто ты! Существует множество азартных игр, прежде всего, карточных- сика, дурак, преферанс, покер. Человек "литературный", как и человек "реальный" выбирает именно ту игру, которая близка ему по духу, которая соответствует его характеру и особенностям поведение.
Я ставлю перед собой задачи рассмотреть понятие символизма в целом, причины появления символизма как отдельного течения в России. Также в процессе работы я хочу рассмотреть символизм азартных игр как отдельную тенденцию в развитии русской современной литературы.
Цель данной курсовой работы- освещение символизма азартных игр как отдельного явления в русской литературе 20 века. Наряду с теоретическими фактами и собственными размышлениями, я разберу несколько литературных прозведений с тем, чтобы на примере доказать, что символизм азартных игр- это отдельное, самобытное явление.
Я считаю, что литература- это отражение нашей действительности. Поэтому символизм азартных игр неизбежен и в современной литературе. В этом случае данная работа приобретает особую важность- как попытка выявить "классические тенденции" этого вида символизма.
Глава 1.
Понятие символизма. Символизм азартных игр.
XX в. в России это время перемен,
неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и
ощущения приближения гибели существующего общественно-политического
строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим
связано возникновение символизма. Хотя сам символизм возник на рубеже 19-20 вв, однако символизм Игры в полной мере проявился именно в 20 веке.
Символизм - направление в европейском и русском искусстве,
возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на
художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей,
находящихся за пределами чувственного восприятия.
Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто
пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов:
1. символизм как художественное направление
2. символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни. Особенно сложным переплетение этих линий было у Вячеслава Иванова и Андрея Белого с явным преобладанием второй линии.
Много известных имен принесло нам течение символизма. Назовем хотя бы Максимилиана Волошина и Михаила Кузмина. Воздействие символистов было заметно и на молодых стихотворцах, входивших в другие кружки и школы.
С символизмом, прежде всего, связано понятие серебряный век русской
поэзии. При этом наименовании как бы вспоминается ушедший в прошлое золотой
век литературы, время Пушкина. Кстати, вспомним, что именно Пушкин в своей "Пиковой даме" одним из первых описал Игру как средство восприятия не только произведения в целом, но и отдельных его персонажей. Называют время рубежа девятнадцатого- двадцатого столетий и русским ренессансом. В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, писал философ Бердяев. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии,
пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные
настроения. В самом деле: в России той поры творили Лев Толстой и Чехов,
Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев; в изобразительном искусстве
работали Суриков и Врубель, Репин и Серов, Нестеров и Кустодиев, Васнецов и
Бенуа, Коненков и Рерих; в музыке и театре Римский-Корсаков и Скрябин,
Рахманинов и Стравинский, Станиславский и Коммисаржевская, Шаляпин и
Нежданова, Собинов и Качалов, Москвин и Михаил Чехов, Анна Павлова и
Карсавина.
Игра по-русски
Первые упоминания о картах в России датируются XVII веком. О них говорилось в Соборном уложении 1649 года, где содержалось строжайшее предписание поступать с карточными игроками, как с атями, то есть ворами. Но, как водится в русской традиции, уложения уложениями, а жизнь жизнью. Царь Алексей Михайлович, например, с детства имел игральные карты, причем приобретены они были его отцом Михаилом Федоровичем. Правда, Алексей Михайлович тщательно скрывал свое пагубное увлечение, и лишь после его смерти в одном из царских дворцов нашли большое количество игральных колод.
А вот сын его, Петр 1, карты не приветствовал и свою страсть к игре реализовывал в шашках и бильярде. В XVIII веке в России неоднократно издавались указы о категорическом запрете играть на деньги. При этом автор одного из них российская императрица и страстная картежница Екатерина II, дабы не нарушать собственную царскую волю, резалась в картишки не на деньги, а на бриллианты, или, как она говорила, «на камушки». Один карат шел по 100 руб. немалые, кстати, по тем временам деньги.
Содержание работы
1. Введение _________________________________________________________3
2. Глава 1. Понятие символизма. Символизм азартных игр__________________4
3. Глава 2. Важность понятия Игры в эпохе русского ренессанса_____________7
4. Глава 3. Символизм азартных игр на примере произведений конкретных авторов:
3.1. Ф. Сологуб. "Мелкий бес"__________________________________________14
3.2. В. Набоков. "Король, дама, валет". Пиотровский_______________________21
3.3. Влияние азартных увлечений Ходасевича на его произведения и критику__23
5. Заключение________________________________________________________26
Использованная литература
- Адамович 1998 Г. В. Адамович, Собрание сочинений, Литературные беседы, Кн. 2 (Звено: 1926-1928) (Вступительная статья, составление и примечания О. А. Коростелева), Санкт-Петербург: Алетейя 1998.
- Ахматова 1990 Анна Ахматова, Сочинения: В 2-х томах, Москва: Издательство «Правда», 1990.
- Берберова 1998 Неизвестная Берберова: Роман, стихи, статьи, Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 1998.
- Борисова 2003 И. Борисова, «Карта Мюнхгаузена (Из наблюдений над поэтикой С. Д. Кржижановского)» Jerusalem, 2003.
- Букс 1998 Нора Букс, Эшафот в хрустальноим дворце: О русских романах Владимира Набокова, Москва: Новое литературное обозрение, 1998.
- Вега 1938 Мария Вега, Мажор в миноре, Париж, 1938.
- Иванов 1994 Г. В. Иванов, Собрание сочинений: В 3-х томах, Москва: «Согласие», 1994.
- Изюм из булки 1993 Изюм из булки , Вопросы литературы, 1993, № 1.
- Ичин 2000 Корнелия Ичин, «»Король, дама, валет» Набокова: диалог с Достоевским»
- Олег Костанди, «»Король, дама, валет»: искусство как прием», Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100: Материалы научной конференции (Таллинн-Тарту, 14-17 января 1999), Таллинн: TPЬ Kirjastus, 2000.
- Маяковский 1955-1961 Владимир Маяковский, Полное собрание сочинений, Москва: ГИЗ, 1955-1961.
- Набоков 1999-2000 В. В. Набоков, Русский период: Собрание сочинений в 5-ти томах, Санкт-Петербург: «Симпозиум», 1999-2000.
- Перелешин 1972 В. Перелешин, «Элегия и эпопея», Новое русское слово, 1972, № 22545, 5 марта.
- Рогачевский 2000 Андрей Рогачевский, "Король, дама, валет»: к вопросу о пушкинском фоне у Набокова"