Духовная проблематика в поздней прозе Н.Гоголя
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Духовная проблематика в поздней прозе Н.Гоголя"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 21 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования эволюции философского духовной проблематики в поздней прозе Н.В. Гоголя обусловливается необходимостью более глубокого познания исторического пути России, осмысления ее культурно-национальных традиций, специфики отечественной культуры.
Постановка этих вопросов в трудах различных исследователей привела к стремлению определить место Н.В. Гоголя в отечественной философии и духовной культуре в контексте анализа как ортодоксального православного мировоззрения писателя, так и его попыток построить собственный вариант православия в виде специфической проповеднической системы.
Актуальность работы объясняется также тем, что Н.В.Гоголь предпринял философский анализ социальных процессов своего времени, разработав проблему роли православной культуры в ее будущем возрождении.
Степень разработанности проблемы. После известных работ В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского значимости философского наследия Н.В. Гоголя в начале XX века исследовали русские символисты А. Белый и А. Блок путем анализа скрытых духовных смыслов в произведениях писателя, тем самым создав почву для их дальнейшего исследования.
Значительный вклад в исследование духовного наследия Н.В. Гоголя внесли представители религиозно-философского ренессанса XIX - середины XX века - В.В. Розанов , Е.Н. Трубецкой , Д.С. Мережковский , Зеньков-ский , К.В .Мочульский , Ю. Манн . Исследуя эту проблему, В.В. Зеньковский отмечает в развитии философского миросозерцания Н.В. Гоголя два разных периода: период «эстетического романтизма», который сформировался под влиянием немецких романтиков до религиозного перелома (с 1836 до 1840 года) и период с 1840 года. Анализ философского наследия Н.В. Гоголя привел К.В. Мочульского к выводу о существовании у писателя пяти творческих кризисов: кризис: 1833 года, когда после завершения цикла «Вечеров нахуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь отходит от сказочно - народной тематики; кризис 1835 года на почве осознания разлада мечты и действительности; кризис 1836 года — самый «великий перелом»; кризис 1840 года, связанного со смертью И. М. Вьельгорского.
С середины XX века, духовные проблемы в творчестве Н.В. Гоголя исследовались в трудах Г.А. Гуковского , В.Н. Топорова , И.П. Золотусского , В.А. Воропаева , А. Терца , М.М.Дунаева , Г.Н. Щегловой , Л.Н. Мосоловой .
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение духовной проблематики в поздней прозе Н.В. Гоголя. Исходя из цели исследования, определяется основная задача работы - анализ произведений Н.В. Гоголя и обоснование эволюции духовных воз-зрений писателя.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Необходимость исследования и степень изученность духовной проблематики в творчестве Н.В. Гоголя 5
Глава 2. Сущность, содержание и особенности отражения духовной проблематики в поздней прозе Н.В. Гоголя 10
Заключение 20
Список литературы 21
Использованная литература
- Виноградов И. А. Неизвестные автографы двух статей Н. В. Гоголя о Церкви и духовенстве. К истории издания «Выбранных мест из перепис-ки с друзьями» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. — Вып. 4. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2005. — С. 219–245.
- Воропаев В. А. Неизвестные страницы духовной биографии Н. В. Гоголя (1842–1845) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — М., 2007. — № 1. — С. 117–128.
- Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг. М., 2002
- Гоголевский вестник / Под ред. В. А. Воропаева; Науч. совет РАН «История мировой культуры». — Вып. 1. — М.: Наука, 2007. — 397 с.
- Дунаев М.М. Н.В. Гоголь //Дунаев М.М. Православие и русская . Т.2. М., 1996.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград,1991, Зеньковский В.В. Н.В. Гоголь //Зеньковский В.В. Русские мыслители и Евро-па. М., 1997.
- Золотусский И.П. Гоголь. М.,1984
- Манн Ю. Сквозь видимый миру смех. М., 1994
- Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991.
- Мосолова Л.Н. Травестирование ценностей православной культу-ры в повести Н.В. Гоголь «Шинель». М., 2003.
- Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К.В. Го-голь. Соловьев. Достоевский. М., 1995
- Размышления о Божественной Литургии /Предисл. В. А. Воропае-ва, примеч. Н. С. Тихонравова, В. О. Корховой. — СПб.: Русская симфония, 2006. — 216 с. — (Сер. Книжные памятники из фондов Б-ки Академии наук. Вып. 11).
- Розанов В.В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира // Ро-занов В.В. Религия и культура. М., 1990.
- Терц А. В тени Гоголя // Терц А. Собрание сочинений в двух то-мах.Т.2. М., 1992
- Топоров В.Н. Апология Плюшкина // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М..1995
- Трубецкой Е.Н. Гоголь в России // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М, 1994
- Щеглова Г.Н. Судьбы российского самопознания ( П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь). Волгоград. 2000.