Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"
Автор работы: russianvorobey
Страниц: 36 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Заключение
В заключение сделаем обобщение по всей теме.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга.
Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.
Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.
Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.
Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии.
По Достоевскому, высшее содержание жизни, человек находит в собственной личности, в ее неисчерпаемости, в отношениях своих к другим, которые тоже неисчерпаемы, бесконечны.
Само восприятие человека у Достоевского внутренне прониза¬но этической категорией, он не только описы¬вает борьбу добра и зла в человеке, но он ищет ее в нем. Человек, конечно, включен в порядок природы, подчинен ее законам, но он может и должен быть независим от приро¬ды.
Проблематика свободы в человеке есть вершина идей До¬стоевского в антропологии; свобода не есть последняя правда о человеке эта правда определяется этическим началом в человеке, тем, к добру или злу идет человек в своей свободе.
Пока¬зывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины «распада связи времен». Ответы на «про¬клятые» вопросы писатель ищет не вокруг челове¬ка, а внутри него.
Проблематика свободы в человеке есть вершина идей До¬стоевского в антропологии; свобода не есть последняя правда о человеке эта правда определяется этическим началом в человеке, тем, к добру или злу идет человек в своей свободе.
Оттого в свободе есть, может быть, «семя смерти» и самораз¬рушения, но она же может вознести человека на высоты преображения. Свобода открывает простор для демонизма в человеке, но она же может возвысить ангельское начало в нем.
Есть диалектика зла в движениях свободы, но есть и диалектика добра в них. Смысл той потребности страдания заключа¬ется в том, о которой любил го¬ворить Достоевский, что через страдания (часто через грех) приходит в движение эта диалектика добра.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Глава 1. Художественный мир Ф.М. Достоевского
1.1. Нравственно философская идея романа 5
1.2. Этический максимализм «Преступления и наказания» 11
1.3. Персонализм у Достоевского 16
Глава 2. Образы главных героев романа «Преступление и наказание»
2.1. Идея и трагедия Родиона Раскольникова 20
2.2. Смысл теории Раскольникова 23
2.3. Семья Мармеладовых и ее роль в романе 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение
Мир человека широк, многогранен, глубок и в своей таинственной необъятности открыт как бесконечному совершенствованию, так и беспредельному падению. Но в то же время мир един, что позволяет вести разговор о вполне определенных закономерностях и соответственно возможных путях его развития.
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души отдельной личности слиты в неразрывное целое.
Характерное для крупнейших отечественных писателей глубинное изучение человеческой природы позволяло им в недрах современности видеть процессы будущего.
Одного понимания природы человека мало нужно соединять знания и жизнь, слово и дело. Такое соединение способствует нравственному очищению и укреплению сознания, распространению энергии добра в мире. И напротив без него обречены на провал самые высокие, самые гуманные начинания.
В настоящей работе речь будет идти о системе образов в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский в своем романе вскрыл внутренние закономерности преступного мира, трагедию разуверившейся в людях личности.
Актуальность настоящей темы заключается в том, что произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания.
Цель работы охарактеризовать систему персонажей романа.
Задачи исследования:
1) рассмотреть художественный мир Достоевского, философскую идею романа;
2) этический максимализм и персонализм;
3) охарактеризовать персонажей романа «Преступление и наказание».
Объектом исследования является творческий подход автора романа к особенностям личности человека.
Предмет исследования это роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», которое является од¬ним из сложных произведений русской литературы. Достоевский достиг предельно чёткого построения романа, найдя художественно целесообразное по сложным мотивам, прозвучавшим уже в его прежних произведениях. Преступление как общественное явление интересовало писателя. Далеки будто от нас и мир, описываемый автором, и проблемы, волнующие его героев.
В «Преступлении и наказании» приведён яркий случай. Главный герой прямо высказывает своё заветное убеждение. Таков и был замысел Достоевского: выразить в мыслях и поступках развитого человека из нового поколения опровержение общепринятых юридических норм.
Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы¬сказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.
Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма идея превосходст¬ва одних людей над другими, права сильной лич¬ности повелевать другими, решать их судьбы.
Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством.
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу М., 1988.
- Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» М., 1984.
- Берковский А.Н. О русской литературе Л., 1985.
- Васина М. Сквозь сумрак белых ночей Л., 1979.
- Воровский В.В. Статьи о русской литературе М., 1986.
- Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского М., 1962
- Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы М., 1988.
- Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века М., 1989.
- Кашина Н.В. Человек в творчеств Ф.М. Достоевского М., 1986.
- Кирпотин В. Я. Достоевский-художник М., 1972.
- Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского М., 1979.
- Кулешов В.И. История русской литературы М., 1989.
- Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение М., 1994.
- Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века М., 2000.
- Смирнова Л.А. Русская XVIII XIX веков М., 1995.
- Соловьев В.С. Третья речь в память Достоевского М., 1990.
- Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986.