Поэтика романа Ф.М. Достоевского Униженные и оскорбленные
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Поэтика романа Ф.М. Достоевского Униженные и оскорбленные"
Автор работы: Юлия
Страниц: 32 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Первым крупным произведением, опубликованным Достоев¬ским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и ос¬корбленные». Он был напечатан в первых номерах журнала «Вре¬мя» за 1861 год. Новый роман создавался в период активного развития русской общественной мысли и литературы. Это было время, когда публика зачитывалась романами И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. Ф. Писемского, сочинениями С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, Достоевский понимал, что ему, много лет оторван¬ному от умственной литературной жизни России, трудно сопер¬ничать с прославленными писателями. Но ему хотелось, с одной стороны, напомнить читателям о себе, воскресить в их сознании свое прежнее творчество, а с другой — сказать и нечто новое, с чем они в литературе еще не встречались. В то же время Достоевский не мог не учитывать достижений современной литературы.
Все это весьма своеобразно преобразилось в романе «Униженные и оскорбленные».
Еще в Сибири, знакомясь с произведениями новейшей рус¬ской литературы, Достоевский обратил внимание на тяготение многих писателей к автобиографизму, особенно ярко проявивше¬муся в «Семейной хронике» и «Детстве Багрова-внука» С. Т. Ак¬сакова, в повестях «Детство» и «Отрочество» Л. Н. Толстого. И это обстоятельство оказало влияние на выбор жанра романа «Униженные и оскорбленные». Он написан в форме «записок» «неудавшегося литератора» Ивана Петровича, в кото¬ром нельзя не увидеть многих черт личности самого Досто¬евского и фактов, связанных с его литературной деятельностью в 40-е годы XIX века. В романе упоминается повесть о «бедных людях», гово¬рится о горячем интересе, который она вызвала у читающей пуб¬лики, восторженном отзыве о ней критика Б. (Белинского.), рас¬сказывается о литературных мытарствах молодого писателя, о срочной работе, вечно тяготевшей над ним, и т. п. Автобиографи¬ческий материал, включенный в новый роман, позволял Достоев¬скому перекинуть своеобразный мостик от прошлого к настоя¬щему и, кроме того, давал ему возможность откликнуться на наиболее злободневные вопросы общественной и литературной жизни своего времени и высказать о них свои суждения.
Актуальность настоящей темы заключается в том, что произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в цепи бытия и сознания
В настоящей работе речь будет идти о поэтике и главных героях романа Достоевского «Униженные и оскорбленные». В произведениях Ф. М. Достоевского 40-х годов рассказывалась одна только история, развертывалась судьба главных героев вне связи с другими судьбами и другими историями. Атмосфера шестидесятых годов дает себя знать во многих главах «Униженных и оскорбленных», романа, замысел которого возник у Ф. М. Достоевского еще в Сибири.
Целью является раскрытие плановой структуры романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Задачи исследования:
1) рассмотреть художественный мир Достоевского, философскую идею романа;
2) охарактеризовать персонажей романа «Униженные и оскорбленные».
Объектом исследования является творческий подход автора романа к особенностям личности человека.
Предмет исследования – это роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», которой является од¬ним из сложных произведений русской литературы. Достоевский достиг предельно чёткого построения романа, найдя художественное содержание сложным мотивам, прозвучавшим уже в его прежних произведениях.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Художественный мир Ф.М. Достоевского………………...5
1.1. Проблемы поэтики Достоевского………………………………..5
Глава 2. Идеи и образы в романе Ф. М. Достоевского
«Униженные и оскорбленные»………………………………………11
2.1. Характеристика романа Ф. М. Достоевского
«Униженные и оскорбленные». ……………………………………..11
2.2. «Отцы и дети» в романе «Униженные и оскорбленные»…….14
2.3. Семья Валковских в романе Достоевского……………...……..20
2.4. Отношения между молодыми героями романа:
Наташей, Алешей, Катей и Иваном……………………………..24
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………32
Использованная литература
- Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М., 1972. – С.116-137.
- Виноградов, И. Роман-прощанье, роман-предвестье [о романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» / И. Виноградов // Детская . - 1989. - № 1. - С. 32-38.
- Гроссман, Л.П. Достоевский / Л.П. Гроссман – М., 1965. – С. 53, 56 – 57.
- Долинина, Н.Г. Предисловие к Достоевскому / Н.Г. Долинина. - СПб., 1980. – С. 99-119.
- Като, Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. - Т.3. - Л., 1978.- С.41-54.
- Кирпотин, В.Я. Избранные работы: в 3 т. Т.2: Достоевский / В.Я. Кирпотин. - М., 1978. – С. 191-260.
- Латынина, А. Мир Достоевского / А. Латынина // Юность. – 1971. - № 11. - С.77-81.
- Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. - № 8. - С.18-24.
- Лихачев, Д. С. Летописное время у Достоевского // Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967/ - C.305-318.
- Лотман, Л.М. Романы Достоевского и русская легенда / Л.М. // Рус. . – 1972. - №2. - С. 129-141.
- Маймин, Е. А. Опыты литературного анализа / Е.А. Маймин. - М., 1972. - С. 76-77.
- Михаленко, Э. А. Роман «Униженные и оскорбленные» — переломный этап в творчестве Ф. М. Достоевского / Э.А. Михайленко. — М., 1970. – С. 344.
- Назиров, Р. Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского // Назиров, Р.Г Достоевский. Материалы и исследования.- Вып. 1. - Л., 1974. - С. 202-206.
- Назиров, Р. Проблема художественности Достоевского / Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза [Сборник статей] / Под общ. ред. Г. Щенникова. - Екатеринбург, 1991. - С.125-157.
- Назиров, Р. Г. Трагедийное начало в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» // Назиров Р. Г. Русская классическая : сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет:
- Сборник статей. — Уфа., 2005. — С. 21 — 36.
- Переверзев, В. Творчество Достоевского / О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М., 1990. – С..278-294.
- Ригина, Т. Ю. Художественные приёмы Достоевского-портретиста («Униженные и оскорблённые») / Т.Ю. Ригина // Филологические науки. - 1983. - № 6. - С. 16-21.
- Рыжкова, Т.В. Уроки страдания и добра / Т.В. Рыжкова // в школе. - 1994. - № 2.- С.59-67.
- Степун, Ф. Миросозерцание Достоевского / О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1991-1931 гг. - М., 1990/ - C.332-352.
- Шестов, Л. О «перерождении убеждений» у Достоевского / Л.О. Шестов // Русская . – 1991. - №3. - С.16-21.
- Этов, В. И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского / В.И. Этов // Достоевский — художник и мыслитель.- М.,1976. - С. 318-321.
- Якушин, Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве : учеб. пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / Н.И. Якушин. - М., 1998. – С. 54-58